Статус документа
Статус документа

ГОСТ 3325-85 Подшипники качения. Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов. Посадки (с Изменением N 1)

3. ОСНОВНЫЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫБОРУ ПОСАДОК ДЛЯ КОЛЕЦ ПОДШИПНИКОВ

3.1. Посадку вращающихся колец подшипников для исключения их проворачивания по посадочной поверхности вала или отверстия корпуса в процессе работы под нагрузкой необходимо выполнять с гарантированным натягом. Допускается в технически обоснованных случаях наличие зазоров в соединении.

3.2. Посадку одного из невращающихся колец подшипниковых узлов двухопорного вала необходимо проводить с гарантированным зазором для обеспечения регулировки осевого натяга или зазора подшипников, а также для компенсации температурных расширений валов или корпусов.

3.3. Выбор посадок подшипников на вал и в отверстие корпуса производят в зависимости от того, вращается или не вращается данное кольцо относительно действующей на него радиальной нагрузки или от вида нагружения, величины, направления и динамики действующих нагрузок.

При выборе посадок следует учитывать также перепад температур между валом и корпусом, монтажные и контактные деформации колец, влияющие на рабочий зазор в подшипнике, материал и состояние посадочных поверхностей вала и корпуса, условия монтажа.

Примечание. Под радиальной нагрузкой следует понимать равнодействующую всех радиальных сил, воздействующих на подшипник или тела качения.

3.4. При выборе посадок колец подшипников следует учитывать основные виды нагружения: местное, циркуляционное и колебательное (см. справочное приложение 4). Виды нагружения колец подшипников качения при радиальных нагрузках в зависимости от условий работы приведены в табл.8.

Таблица 8

Условия работы

Виды нагружения

Характеристика нагрузок

Вращающееся кольцо

внутреннего кольца

наружного кольца

Постоянная по направлению

Внутреннее

Циркуляционное

Местное

Наружное

Местное

Циркуляционное

Постоянная по направлению и вращающаяся, меньшая постоянной по значению

Внутреннее

Циркуляционное

Колебательное

Наружное

Колебательное

Циркуляционное

Постоянная по направлению и вращающаяся, большая постоянной по значению

Внутреннее

Местное

Циркуляционное

Наружное

Циркуляционное

Местное

Постоянная по направлению

Внутреннее и наружное кольцо в одном или противоположном направлениях

Циркуляционное

Циркуляционное

Вращающаяся с внутренним кольцом

Местное

Циркуляционное

Вращающаяся с наружным кольцом

Циркуляционное

Местное

3.5. По интенсивности нагружения подшипниковых узлов, определяемой отношением радиальной нагрузки и радиальной динамической грузоподъемности, режимы их работы подразделяют на легкий, нормальный, тяжелый и режим "особые условия".

Основным критерием интенсивности нагружения является динамическая эквивалентная нагрузка , выраженная в долях динамической грузоподъемности или .

3.6. Режимы работы подшипников и соответствующие отношения нагрузки к динамической грузоподъемности приведены в табл.9.

Таблица 9

Режим работы подшипника

Отношение нагрузки к динамической грузоподъемности

Легкий

Нормальный

Тяжелый

Особые условия*

_________________________

* К режиму "особые условия" относят условия эксплуатации подшипников, работающих при ударных и вибрационных нагрузках (в железнодорожных и трамвайных буксах, на коленчатых валах двигателей, в узких дробилок, прессов, экскаваторов и т.п.)**. Посадки подшипников при этом режиме выбирают как для тяжелого режима работы, независимо от отношения нагрузки к динамической грузоподъемности.

** Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3.7. Посадки колец шариковых и роликовых радиальных подшипников на вал и в отверстие корпуса в зависимости от вида нагружения выбирают в соответствии с табл.10.

Таблица 10

Виды нагружения колец

Посадки колец

внутреннего на вал

наружного в корпус

Местное


 



*

Циркуляционное


 




Колебательное







 
















___________________

     * Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.