3.1. Посадку вращающихся колец подшипников для исключения их проворачивания по посадочной поверхности вала или отверстия корпуса в процессе работы под нагрузкой необходимо выполнять с гарантированным натягом. Допускается в технически обоснованных случаях наличие зазоров в соединении.
3.2. Посадку одного из невращающихся колец подшипниковых узлов двухопорного вала необходимо проводить с гарантированным зазором для обеспечения регулировки осевого натяга или зазора подшипников, а также для компенсации температурных расширений валов или корпусов.
3.3. Выбор посадок подшипников на вал и в отверстие корпуса производят в зависимости от того, вращается или не вращается данное кольцо относительно действующей на него радиальной нагрузки или от вида нагружения, величины, направления и динамики действующих нагрузок.
При выборе посадок следует учитывать также перепад температур между валом и корпусом, монтажные и контактные деформации колец, влияющие на рабочий зазор в подшипнике, материал и состояние посадочных поверхностей вала и корпуса, условия монтажа.
Примечание. Под радиальной нагрузкой следует понимать равнодействующую всех радиальных сил, воздействующих на подшипник или тела качения.
3.4. При выборе посадок колец подшипников следует учитывать основные виды нагружения: местное, циркуляционное и колебательное (см. справочное приложение 4). Виды нагружения колец подшипников качения при радиальных нагрузках в зависимости от условий работы приведены в табл.8.
Таблица 8
Условия работы | Виды нагружения | ||
Характеристика нагрузок | Вращающееся кольцо | внутреннего кольца | наружного кольца |
Постоянная по направлению | Внутреннее | Циркуляционное | Местное |
Наружное | Местное | Циркуляционное | |
Постоянная по направлению и вращающаяся, меньшая постоянной по значению | Внутреннее | Циркуляционное | Колебательное |
Наружное | Колебательное | Циркуляционное | |
Постоянная по направлению и вращающаяся, большая постоянной по значению | Внутреннее | Местное | Циркуляционное |
Наружное | Циркуляционное | Местное | |
Постоянная по направлению | Внутреннее и наружное кольцо в одном или противоположном направлениях | Циркуляционное | Циркуляционное |
Вращающаяся с внутренним кольцом | Местное | Циркуляционное | |
Вращающаяся с наружным кольцом | Циркуляционное | Местное |
3.5. По интенсивности нагружения подшипниковых узлов, определяемой отношением радиальной нагрузки и радиальной динамической грузоподъемности, режимы их работы подразделяют на легкий, нормальный, тяжелый и режим "особые условия".
Основным критерием интенсивности нагружения является динамическая эквивалентная нагрузка , выраженная в долях динамической грузоподъемности или .
3.6. Режимы работы подшипников и соответствующие отношения нагрузки к динамической грузоподъемности приведены в табл.9.
Таблица 9
Режим работы подшипника | Отношение нагрузки к динамической грузоподъемности |
Легкий | |
Нормальный | |
Тяжелый | |
Особые условия* |
_________________________
* К режиму "особые условия" относят условия эксплуатации подшипников, работающих при ударных и вибрационных нагрузках (в железнодорожных и трамвайных буксах, на коленчатых валах двигателей, в узких дробилок, прессов, экскаваторов и т.п.)**. Посадки подшипников при этом режиме выбирают как для тяжелого режима работы, независимо от отношения нагрузки к динамической грузоподъемности.
** Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
3.7. Посадки колец шариковых и роликовых радиальных подшипников на вал и в отверстие корпуса в зависимости от вида нагружения выбирают в соответствии с табл.10.
Таблица 10
Виды нагружения колец | Посадки колец | ||||||||||||||
внутреннего на вал | наружного в корпус | ||||||||||||||
Местное | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
* | |||||||||||||||
Циркуляционное | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Колебательное | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
___________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.