4.1. Суммарное допустимое отклонение от соосности, вызванное неблагоприятным сочетанием всех видов погрешностей обработки, сборки и деформации подшипников, вала и деталей корпуса под действием нагрузок оцениваются допустимым углом взаимного перекоса между осями внутреннего и наружного колец подшипников качения, смонтированных в подшипниковых узлах.
4.2. В качестве допустимого принимается наибольший угол взаимного перекоса колец подшипников, смонтированных в подшипниковых узлах, при котором долговечность сохраняется не ниже расчетной.
4.3. Допустимые углы взаимного перекоса колец подшипников для различных типов и классов точности подшипников 0 и 6 должны соответствовать указанным в табл.12.
Примечание. По согласованию предприятия-изготовителя с потребителем для высокоточных подшипниковых узлов допустимые углы перекоса могут быть уменьшены по сравнению с значениями, указанными в табл.12.
Таблица 12
Допустимые углы взаимного перекоса колец подшипников качения в подшипниковых узлах различных типов
Тип подшипников | Допускаемые углы взаимного перекоса колец подшипников |
Радиальные однорядные шариковые (при радиальном нагружении) с радиальным зазором: | |
нормальным | 8' |
по ряду | 12' |
по 8 ряду | 16' |
Радиально-упорные шариковые однорядные с углами контакта: | |
6' | |
5' | |
4' | |
Упорно-радиальные шариковые с углом контакта | 4' |
Упорные шариковые с углом контакта | 2' |
Радиальные с цилиндрическими роликами: | |
с короткими и длинными без модифицированного контакта | 2' |
с модифицированным контактом | 6' |
Конические с роликами: | |
без модифицированного контакта | 2' |
с небольшим модифицированным контактом | 4' |
Конические с модифицированным контактом на наружном кольце | 8' |
Упорные с цилиндрическими или коническими роликами | 1' |
Игольчатые роликовые: | |
однорядные | 1' |
однорядные с модифицированным контактом | 4' |
многорядные | 1' |
Шариковые радиальные сферические двухрядные по ГОСТ 5720-75 | 4° |
Роликовые радиальные однорядные по ГОСТ 24954-81 | 3° |
Роликовые радиальные сферические двухрядные по ГОСТ 5721-75 | 2° |
Роликовые упорные сферические по ГОСТ 9942-80 | 3° |
Примечание. Эксплуатационный перекос колец не должен превышать 0,7 значения конструктивно-допускаемого угла взаимного перекоса колец.
4.4. Допустимые углы взаимного перекоса колец подшипников качения и допуски расположения посадочных поверхностей вала и отверстия корпуса в подшипниковых узлах различных типов приведены в рекомендуемом приложении 7.
4.5. Перекос колец является одной из причин первоначального повреждения подшипников и концентрации контактных напряжений и может быть уменьшен в результате применения соответствующих приемов монтажа. Требования к посадкам и рекомендации по монтажу подшипников качения приведены в справочных приложениях 8 и 9.