1.4.1. Конструкция локомотивов должна предусматривать наличие автоматического и ручного тормоза, а также автостопа. Электровозы и тепловозы должны, кроме того, иметь вспомогательный тормоз и систему аварийно-экстренного торможения. По согласованию между разработчиком и заказчиком допускается не оборудовать локомотив системой аварийно-экстренного торможения, а на тепловозах типов 4, 5, 6 по ГОСТ 22339 устанавливать иные тормозные устройства.
В системе аварийно-экстренного торможения на электровозах и тепловозах должны быть предусмотрены включение автоматических тормозов, снятие тягового усилия, подача песка под колесные пары (при скорости движения до 10 км/ч) и включение звукового сигнала большой громкости (тифона). Орган включения этой системы должен быть расположен в зоне легкой досягаемости моторного поля рабочего места машиниста и помощника машиниста.
1.4.2. Автоматические тормоза должны обеспечивать остановку поезда или локомотива при разъединении или обрыве тормозной магистрали и открывании крана экстренного торможения.
При установке на локомотиве в дополнение к пневматическому (электропневматическому) тормозу специального тормоза (электрогидродинамического или магниторельсового) его действие должно быть согласовано во всех случаях с работой пневматического тормоза при служебном и экстренном торможении. Для локомотивов, оборудованных электрическим тормозом, при отказе электрического тормоза должно быть обеспечено его автоматическое замещение пневматическим тормозом.
1.4.3. Ручные тормоза электровозов и тепловозов должны удерживать их на уклоне 30% при расчетном согласованном с заказчиком коэффициенте сцепления колеса с рельсом.
Затормаживание локомотива должно осуществляться вращением штурвала (рукоятки) по часовой стрелке с усилием не более 350 Н.
Штурвал ручного тормоза должен быть установлен на каждой секции локомотива: в кабине машиниста или тамбуре (кузове) локомотива. На локомотивах с неразделяемыми секциями допускается установка штурвала ручного тормоза в одной из секций. Штурвал ручного тормоза должен быть оснащен устройством, исключающим самопроизвольное вращение штурвала против часовой стрелки.
1.4.2, 1.4.3. (Измененная редакция, Изм. N 1).
1.4.4. Локомотивы должны быть оборудованы автосцепкой. На тепловозах типов 1-4 по ГОСТ 22339, кроме ручного расцепного рычага автосцепки, должен быть дистанционный привод, позволяющий осуществлять из кабины машиниста расцепку локомотива с составом (вагоном).