Статус документа
Статус документа


ГОСТ 12.2.053-91

Группа Т58

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


Система стандартов безопасности труда

КРАНЫ-ШТАБЕЛЕРЫ

Требования безопасности

     
Occupational safety standards system. Stacker cranes.
Safety requirements

ОКП 31 7610

Дата введения 1992-07-01

     
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. УТВЕРЖДЕН Министерством тяжелого машиностроения СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 11.03.91 N 225

3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 2070-79, СТ СЭВ 6357-88

4. ВЗАМЕН ГОСТ 12.2.053-83, ГОСТ 12.2.053.1-89

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, раздела

ГОСТ 12.1.005-88

1.8.5

ГОСТ 12.2.007.0-75

1.2

ГОСТ 12.2.058-81

1.5

ГОСТ 16553-88

Вводная часть, 1.7

ГОСТ 21753-76

1.8.4

ГОСТ 22269-76

1.8.4

ГОСТ 23000-78

1.8.4

ГОСТ 28433-90

1.8.1; 1.8.13; разд. 3

ГОСТ 28434-90

1.8.1; 1.8.13; разд. 3

СТ СЭВ 1067-84

1.1

ТУ 24.09.737-90

1.8.4



6. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2001 г.


Настоящий стандарт распространяется на краны-штабелеры всех типов, предусмотренных ГОСТ 16553, на аналогичные им по функциональному назначению и конструктивному исполнению специальные краны-штабелеры, а также на передаточные тележки для перемещения стеллажных кранов-штабелеров.

Стандарт не распространяется на ранее созданные краны-штабелеры.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

1. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ КРАНА-ШТАБЕЛЕРА

1.1. Все механизмы кранов-штабелеров должны быть оборудованы автоматическими нормально закрытыми тормозами в соответствии со СТ СЭВ 1067.

1.2. Конструктивные части электрических машин и аппаратов, входящих в конструкцию кранов-штабелеров, а также металлические конструкции, которые могут оказаться под напряжением вследствие повреждения изоляциии, должны быть оборудованы заземляющими устройствами в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.007.0.

1.3. Сопротивление заземляющих устройств и сопротивление изоляции электропроводок должны удовлетворять требованиям "Правил устройства электроустановок" (ПУЭ), утвержденных Министерством энергетики и электрификации СССР.

1.4. Токоподвод к крану-штабелеру и тележке передаточной должен иметь отдельные выключатели, снабженные устройствами для запирания в отключенном состоянии.

1.5. На элементах конструкции крана-штабелера и тележки передаточной, которые могут оказаться источником опасности для лиц, находящихся в зоне его работы, должна быть нанесена на высоте до 2,0 м предупреждающая окраска по ГОСТ 12.2.058.

1.6. Противовес

1.6.1. Противовес может состоять из одной или нескольких частей (грузов). Противовес, составленный из нескольких грузов, должен быть выполнен так, чтобы смещение каждого груза в сторону не уменьшало зазора между противовесом и элементами конструкции крана-штабелера и стеллажей, установленного в технических условиях на краны-штабелеры.

1.6.2. Противовес должен быть оборудован башмаками и должен перемещаться по специальным направляющим. Если противовес оборудован роликовыми башмаками, то в его конструкции должны быть дополнительно предусмотрены контрольные жесткие башмаки.

1.6.3. Несущая часть противовеса должна обеспечивать надежное крепление грузов, препятствовать их взаимному смещению и повреждению при посадке противовеса на буфер.

1.7. Все расстояния безопасности для кранов-штабелеров должны соответствовать требованиям ГОСТ 16553.

1.8. Кабина

1.8.1. Для защиты оператора от внешних механических воздействий конструктивное исполнение стенок и дверей кабины должно удовлетворять требованиям ГОСТ 28433 и ГОСТ 28434.

1.8.2. Кабина должна быть установлена на кране-штабелере таким образом, чтобы оператор мог наблюдать за грузозахватным органом и грузом, расположенным на нем.

1.8.3. Габаритные размеры кабины должны быть, мм, не менее:

по высоте - 1800;

по ширине и глубине - 800.

Высота кабины, предназначенной для работы сидя, может быть уменьшена до 1600 мм, а ее нижняя часть может быть уменьшена по ширине до 600 мм на высоту до 700 мм от уровня пола кабины.

1.8.4. Общие эргономические требования к рабочему месту оператора (пульт управления, средства отображения информации, органы управления, кресло, вспомогательное оборудование) по ГОСТ 22269.

Рычаги управления должны удовлетворять требованиям ГОСТ 21753.

Требования к пультам управления по ГОСТ 23000 и ТУ 24.09.737.

1.8.5. Воздух рабочей зоны в закрытой кабине должен соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005 (содержание вредных веществ и параметров микроклимата).

1.8.6. Освещенность на рабочих поверхностях пульта и органах управления кабины должна быть не менее 30 лк от системы общего освещения кабины. Система общего освещения кабины должна быть оснащена выключателем для отключения света при работе крана.

1.8.7. При отсутствии внешнего освещения кабина должна быть оборудована светильником, обеспечивающим освещение обслуживаемых секций стеллажа.

1.8.8. Дверь кабины (распашная наружу или раздвижная) должна открываться оператором изнутри только при освобожденных замочном устройстве и дополнительной механической защелке, удерживающих дверь в закрытом положении.

1.8.9. При наличии в кабине люка для выхода оператора в аварийных ситуациях размер его должен быть не менее 500х500 мм.

1.8.10. Кабина должна быть оборудована:

устройством для эвакуации оператора в случае аварии;

замком двери (закрытая кабина);

дополнительной механической защелкой двери, открываемой оператором изнутри кабины;

огнетушителем;  

диэлектрическим ковриком.

1.8.11. Уровень вибрации должен соответствовать "Санитарным нормам вибрации рабочих мест" N 3044-84 Минздрава СССР.

1.8.12. Уровень шума должен соответствовать "Санитарным нормам допустимых уровней шума на рабочих местах" N 3223-85 Минздрава СССР.

1.8.13. Остальные требования к кабинам управления кранами-штабелерами должны удовлетворять требованиям ГОСТ 28433, ГОСТ 28434 и "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утвержденных Госгортехнадзором СССР.

2. ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ЗАЩИТЫ, ВХОДЯЩИМ В КОНСТРУКЦИЮ
КРАНА-ШТАБЕЛЕРА

2.1. На кранах-штабелерах должны быть установлены следующие устройства и приборы безопасности:

ловители подвижной кабины управления или аварийный тормоз;

ограничитель скорости опускания кабины;

устройство контроля натяжения несущего органа - ограничитель грузоподъемности (на кранах-штабелерах с ручными приводами крана, грузовой тележки и вращения колонны допускается не устанавливать);

устройство контроля натяжения приводного органа ограничителя скорости;

устройство контроля занятости рук оператора (для кранов-штабелеров с полуоткрытой кабиной);

устройства безопасности перехода стеллажных кранов-штабелеров на передаточную тележку (при необходимости);

аварийный выключатель механизма подъема груза в крайнем верхнем положении грузоподъемника (для кранов-штабелеров, управляемых с пола, и автоматических кранов-штабелеров, не оборудованных кабиной, установка не обязательна);

устройство контроля положения груза на грузозахватном органе (для кранов-штабелеров с автоматическим управлением);

аварийный выключатель для снятия напряжения силовой цепи и цепи управления, установленный на всех пультах управления (кнопка "Стоп");

выключатели, ограничивающие крайние рабочие положения крана-штабелера, передаточной тележки, грузовой тележки, грузоподъемника (для мостовых кранов-штабелеров установка в крайнем нижнем положении не обязательна), грузозахватного органа и вращения колонны (при необходимости);

выключатели питания с замочным устройством, установленные на пультах управления;

переключатели пультов управления (при многопостовом управлении);

звуковая предупредительная сигнализация для кранов-штабелеров, управляемых из кабины;

концевые упоры и буферные устройства, ограничивающие перемещения крана-штабелера, передаточной тележки, грузовой тележки, грузоподъемника (для мостовых кранов-штабелеров установка в крайнем нижнем положении не обязательна), грузозахватного органа (для кранов-штабелеров с телескопическими захватами) и вращения колонны (при необходимости);

механические ловители (подхваты) крана-штабелера (для мостовых кранов-штабелеров, управляемых из кабины, установка не обязательна), передаточной тележки и грузовой тележки;

предохранительные опоры и сбрасывающие щитки на кране-штабелере, передаточной тележке и грузовой тележке;

электроблокировки.

2.2. Ловители кабины

2.2.1. Вертикально перемещающаяся кабина управления, подвешенная на одном несущем органе, должна быть оборудована ловителями.

2.2.2. Ловители могут не устанавливаться, если кабина управления подвешена на двух или нескольких независимых друг от друга несущих органах, а механизм подъема оборудован аварийным тормозом.

2.2.3. Ловители должны быть механически связаны с ограничителями скорости.

2.2.4. Для двухколонных кранов-штабелеров должно быть обеспечено одновременное включение ловителей, если кабина жестко связана с грузоподъемником.

2.2.5. При скорости опускания кабины на 15-40% свыше номинальной должны сработать ловители независимо от причин, вызвавших увеличение скорости опускания кабины.

Допускается приведение в действие ловителей при скорости 0,7 м/с, если номинальная скорость опускания кабины не более 0,5 м/с.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»