Статус документа
Статус документа

ГОСТ 27223-87 (СТ СЭВ 296-76) Машины электрические вращающиеся. Двигатели синхронные и асинхронные. Определение зависимого от времени превышения температуры при заторможенном роторе. Методы испытаний

4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Экспериментальные методы

Температуру обмоток статора и ротора в зависимости от времени следует определять одним из следующих способов:

1) по принципу наложения постоянного тока при измерении сопротивления без отсоединения испытуемого двигателя от сети;

2) посредством измерения сопротивления в холодном и нагретом состояниях при отключенном от сети двигателе. При этом превышение температуры обмотки в °С, изготовленной из меди, определяют по формуле

,                                             (1)


где - сопротивление обмотки в нагретом состоянии, Ом;

- сопротивление обмотки в практически холодном состоянии, Ом;

- температура обмотки в практически холодном состоянии, °С.

- температура охлаждающей среды, в конце испытания, °С.

Для обмоток из других проводниковых материалов значение 235 в формуле следует заменить обратным значением температурного коэффициента сопротивления при 0 °С (для алюминия - 245);

3) посредством встроенных в обмотку в наиболее нагретом месте тарированных температурных индикаторов.

Допускается в роторную цепь двигателей с фазным ротором включать пусковое сопротивление. В этом случае следует указать величину пускового сопротивления.

У двигателей с короткозамкнутым ротором должны быть измерены температуры наиболее нагретых мест стержней и короткозамыкающих колец.

В роторах синхронных двигателей температурные индикаторы следует прикладывать к наиболее нагретым местам пусковой клетки, т.е. к наружным стержням.

В качестве температурных индикаторов предпочтительно применение тарированных встроенных термопар. При этом следует обратить внимание на то, чтобы отвод тепла через присоединительные провода при тарировании и измерении был приблизительно одинаковым.

При встраивании термопар в стержни и кольца не следует допускать существенного уменьшения сечений исследуемых стержней и колец.

При двух или более клетках ротора температурные индикаторы следует устанавливать на наружной (пусковой) клетке.

При условии отсутствия температурных деформаций у испытуемых двигателей допускается заменять стационарные подшипниковые щиты открытыми подшипниковыми щитами, чтобы точки измерения были доступны для встраивания термопар и их выводов.

Температурные индикаторы к доступным частям можно прикладывать только в том случае, если обеспечивается надежный тепловой контакт и общая постоянная времени остается в пределах, оговоренных в разд.3.

Зависимое от времени повышение температуры обмотки должно регистрироваться при помощи температурных индикаторов или по изменению сопротивления обмотки при применении устройства для измерения сопротивления обмотки без отключения испытуемого двигателя от сети. Если измерение сопротивления может осуществляться только после отключения двигателя от сети, то нагрев в момент отключения определяется линейной экстраполяцией кривой охлаждения. Время от момента отключения до снятия отсчета первой точки измерения необходимо фиксировать.

При измерениях необходимо определять:

кривую нарастания температуры обмоток статора, ротора и термически нагруженных деталей до момента отключения;

кривую охлаждения обмоток при испытаниях, позволяющих проводить измерение сопротивления только после отключения двигателя от сети;

продолжение кривой нагрева деталей, температура которых повышается некоторое время после отключения;

кривую нагрева до установившегося значения температуры - для двигателей рода защиты "Повышенная безопасность" взрывозащищенного и взрывобезопасного исполнений с проводами обмотки диаметром менее 0,5 мм;

время и температуру срабатывания устройства встроенной температурной защиты.