При приложении напряжения постоянного тока к обмоткам машины переменного тока, находящейся под нагрузкой, происходит наложение составляющих постоянного и переменного токов;
при прохождении через реактивное сопротивление составляющие постоянного и переменного токов могут быть разделены.
Измерение сопротивления обмотки при помощи постоянного тока допускается проводить как по схеме измерительного моста, так и по схеме вольтметра-амперметра. Выбор схемы зависит от мощности и напряжения машины, способа соединения ее обмоток, а также метода испытания на нагревание.
В стандарте приведены наиболее применяемые схемы, но возможны и различные их варианты.
В стандарте приведены схемы, применяемые для специальных машин (например, для высокочастотных генераторов).
Примечания:
1. Схемы вольтметра-амперметра в силу их простоты предпочтительны для высоковольтных машин, несмотря на то, что с помощью измерительного моста можно достигнуть большей точности.
2. Значение наложенного постоянного тока должно быть достаточно малым, а время его прохождения незначительным, чтобы исключить влияние измерительного тока на нагрев обмоток. В противном случае необходимо прибегать к дополнительным расчетам, либо вносить коррективы в результат эксперимента. При практических измерениях следует учесть, что в поправках нет необходимости, если наложенный постоянный ток не превышает 5% переменного тока нагрузки и если он течет не более 5 мин. При измерениях на высоковольтных машинах данный метод допускает работу с гораздо более низким постоянным током, даже ниже 1% тока нагрузки, а минимальное напряжение постоянного тока, измеряемого на зажимах обмотки и шунта, должно быть порядка 10 мВ.
3. Измерение сопротивления в холодном состоянии и под нагрузкой следует проводить по какой-либо одной схеме с применением тех же приборов.