1.1. Устанавливаются двенадцать степеней точности зубчатых колес и передач, обозначаемых в порядке убывания точности цифрами: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12.
Примечание. Для + степеней точности 1 и 2 допуски и предельные отклонения не даны. Эти степени точности предусмотрены для будущего развития.
1.2. Для каждой степени точности зубчатых колес и передач устанавливаются нормы кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев зубчатых колес в передаче.
1.3. Допускается комбинирование норм кинематической точности, норм плавности работы и норм контакта зубьев зубчатых колес и передач разных степеней точности.
1.4. При комбинировании норм разных степеней точности нормы плавности работы зубчатых колес и передач могут быть не более чем на одну степень точнее или грубее норм кинематической точности; нормы контакта зубьев могут назначаться по любым степеням более точным и не более чем на одну степень точности грубее норм плавности работы передач.
1.5. Для передач с нерегулируемым и регулируемым расположением осей устанавливается пять видов сопряжений D, E, F, G, Н, приведенных на чертеже, и четыре вида допуска на боковой зазор е, f, g, h. Обозначения даны в порядке убывания величины бокового зазора и допуска на него.
Виды сопряжений зубчатых колес в передаче в зависимости от степени точности по нормам плавности работы указаны в табл.1.
Таблица 1
Вид сопряжения | D | Е | F | G | H | ||
Модуль , мм | От 0,1 до 0,5 | Св. 0,5 до <1,0 | От 0,1 до 0,5 | Св. 0,5 до 1,0 | От 0,1 до <1,0 | ||
Степень точности по нормам плавности | 3-10 | 3-12 | 3-10 | 3-12 | 3-10 | 3-8 | 3-7 |
Примечание. Для зубчатых колес с модулем 0,3 мм, подлежащих изготовлению полнопрофильным инструментом и зубчатых колес с модулем <0,2 мм, подлежащих изготовлению инструментом с открытым профилем, должна производиться проверка коэффициента перекрытия .
1.6. Видам сопряжений D и Е соответствует вид допуска на боковой зазор е, а видам сопряжений F, G, Н - виды допусков f, g, h соответственно.
Соответствие между видом сопряжений зубчатых колес в передаче и видом допуска на боковой зазор допускается изменять.
1.7. Для нерегулируемых передач устанавливается пять классов отклонений межосевого расстояния, обозначаемых в порядке убывания точности римскими цифрами от II до VI.
Гарантированный боковой зазор в каждом сопряжении обеспечивается при соблюдении предусмотренных классов отклонений межосевого расстояния (для сопряжения Н - II класса, а для сопряжений G, F, Е и D классов III, IV, V, VI соответственно).
Допускается изменять соответствие между видом сопряжения и классом отклонений межосевого расстояния.
1.8. Точность изготовления зубчатых колес и передач задается степенью точности, а требования к боковому зазору - видом сопряжения по нормам бокового зазора.
Пример условного обозначения точности цилиндрической передачи со степенью точности 7 по всем трем нормам, с видом сопряжения зубчатых колес G и соответствием между видом сопряжения и видом допуска на боковой зазор, а также между видом сопряжения и классом отклонений межосевого расстояния:
7-G ГОСТ 9178-81