Отменен в части
Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли


ГОСТ 10169-77
(СТ СЭВ 1106-78,
СТ СЭВ 3559-82)

Группа Е69

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ТРЕХФАЗНЫЕ СИНХРОННЫЕ

Методы испытаний

3-phase synchronous machines. Test methods

     

Дата введения 1978-01-01

      в части пп.25-27 1979-07-01

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 28 января 1977 г. N 233        

     Проверен в 1982 г. Постановлением Госстандарта от 24.11.82 N 4437 срок действия продлен до 01.01.88*

_______________________________

* Ограничение срока действия снято по протоколу Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС N 2, 1993 год). - Примечание изготовителя базы данных.

ВЗАМЕН ГОСТ 10169-68

ПЕРЕИЗДАНИЕ декабрь 1983 г. с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в марте 1980 г., ноябре 1982 г., декабре 1983 г. (ИУС N 5-1980 г., ИУС N 2-1983 г., ИУС N 3-1984 г.)

ВНЕСЕНО Изменение N 4, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25.06.87 N 2499 с 01.01.88

Изменение N 4 внесено  изготовителем базы данных по тексту ИУС N 10 1987 год



Настоящий стандарт распространяется на трехфазные синхронные машины мощностью от 1 Кв·А и выше при частоте переменного тока от 10 до 400 Гц.

Стандарт не распространяется на специальные машины, например, с постоянными магнитами, реактивные, индукторные.

Стандарт устанавливает следующие методы испытаний:

определение зазора между статором и ротором и формы их поверхности (разд.2);

измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками, сопротивления изоляции термопреобразователей сопротивления и сопротивления изоляции подшипников и уплотнений (разд.3);

измерение сопротивления обмоток и термопреобразователей сопротивления при постоянном токе в практически холодном или нагретом состоянии (разд.4);

испытание при повышенной частоте вращения (разд.5);

испытание изоляции обмоток на электрическую прочность относительно корпуса машины и между обмотками (разд.6);

испытание междувитковой изоляции обмоток на электрическую прочность (разд.7);

определение характеристики холостого хода и симметричности напряжения (разд.8);

определение характеристики трехфазного замыкания (разд.9);

определение тока третьей гармонической (разд.10);

измерение тока возбуждения ненагруженной синхронной машины в режиме перевозбуждения при номинальном напряжении и номинальном токе якоря и определение U-образной характеристики (разд.11);

определение номинального тока возбуждения, номинального измерения напряжения и регулировочной характеристики (разд.12);

определение коэффициента искажения синусоидальности кривой напряжения и коэффициента телефонных гармоник (разд.13);

испытание при кратковременной перегрузке по току или по вращающему моменту (разд.14);

определение потерь и коэффициента полезного действия (разд.15);

испытание на нагревание (разд.16);

испытание на внезапное трехфазное короткое замыкание (разд.17);

определение отношения короткого замыкания и синхронных индуктивных сопротивлений (разд.18);

определение переходного индуктивного сопротивления (разд.19);

определение сверхпереходных индуктивных сопротивлений (разд.20);

определение индуктивного и активного сопротивлений обратной последовательности (разд.21);

определение индуктивного и активного сопротивлений нулевой последовательности (разд.22);

определение индуктивного сопротивления рассеяния якоря и расчетного индуктивного сопротивления (разд.23);

определения постоянных времени (разд.24);

определение параметров по переходным функциям с учетом многоконтурности ротора (разд.25);

определение частотных характеристик (разд.26);

определение параметров по частотным характеристикам (разд.27);

испытание системы возбуждения (разд.28);

определение номинального времени ускорения и постоянной запасенной энергии (разд.29);

определение пусковых токов и вращающих моментов синхронных двигателей и синхронных компенсаторов, не имеющих пусковых двигателей; определение максимального вращающего момента (разд.30);

измерение электрического напряжения между концами вала (разд.31);

определение утечек водорода (разд.32);

измерение вибрации (разд.33);

измерение шума (разд.34);

испытание масло-, газо- и воздухоохладителей (разд.34а);

требования безопасности при испытании машин (разд.35).

(Измененная редакция, Изм. N 4).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Измерительная аппаратура, применяемая для испытаний, - по ГОСТ 11828-86.

(Измененная редакция, Изм. N 4).

1.2. Обмотки машины при испытании должны быть соединены, если нет других указаний, по рабочей схеме. Определение всех параметров следует производить применительно к схеме соединения фаз якоря в звезду, если по условиям проведения опыта не требуется другая схема соединения, например открытый треугольник. Если обмотка якоря машины соединена в треугольник, то полученные значения параметров соответствуют эквивалентной обмотке, соединенной в звезду.

1.3. Все параметры и характеристики рекомендуется выражать в относительных единицах, принимая в качестве базисных номинальные значения линейного напряжения и полной мощности . В этом случае базисное значение тока должно соответствовать

,


а базисное значение полного сопротивления

.


Промежуточные вычисления допускается производить в физических единицах в системе СИ с последующим пересчетом определяемого параметра в относительные единицы. Время рекомендуется выражать в секундах.

За базисные значения частоты тока или напряжения и угловой скорости машины следует принимать соответственно их номинальные значения и .

За базисное значение тока возбуждения при вычислении характеристик и построении диаграмм следует принимать ток возбуждения, соответствующий номинальному напряжению по характеристике холостого хода ().

При наличии у машин нескольких номинальных значений полной мощности, тока, линейного напряжения и частоты вращения должны оговариваться значения, принимаемые за базисные. Допускается выражать значение вращающего момента в долях номинального.

Указанная система единиц принята в настоящем стандарте. Строчными буквами обозначены значения величин в относительных единицах, а прописными - в физических единицах.

1.4. Электромагнитные параметры, определяемые настоящим стандартом, соответствуют теории двух реакций. При этом предполагают, что дополнительно к обмотке возбуждения имеются по одному эквивалентному демпферному контуру по продольной и по перечной осям машины (за исключением пп.25-27).

В связи с этим стандарт предусматривает методы определения трех индуктивных сопротивлений (синхронного, переходного и сверхпереходного) и двух постоянных времени (переходной и сверхпереходной) - по продольной оси, двух индуктивных сопротивлений (синхронного и сверхпереходного) и одной постоянной времени - по поперечной оси, а также определение постоянной времени обмотки якоря, замкнутой накоротко.

Постоянные времени определяют из условия, что соответствующие переходные составляющие токов и напряжений изменяются по экспоненциальному закону.

Если кривая изменения рассматриваемой составляющей, полученная опытным путем, не является чисто экспоненциальной (например, у машин с массивным ротором) в качестве эквивалентной постоянной времени следует принимать время, в течение которого эта составляющая уменьшается до =0,368, своего первоначального значения. Кривые затухания, соответствующие этим постоянным времени, должны рассматриваться как эквивалентные кривые, заменяющие действительные кривые, полученные по данным измерений.

При определении параметров по переходным функциям и частотным характеристикам ротор машины следует рассматривать как многоконтурный (пп.25-27).

Обработка результатов экспериментов может производиться графоаналитически либо с помощью ЭВМ.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.5. Для всех параметров, за исключением синхронных индуктивных сопротивлений, под "насыщенным" значением параметра следует понимать его значение при номинальном напряжении якоря, а под "ненасыщенным" - значение при номинальном токе якоря.

Значение параметра при номинальном напряжении якоря должно соответствовать магнитному состоянию машины при внезапном коротком замыкании на выводах обмотки якоря, которому предшествует работа машины в режиме холостого хода с номинальным напряжением при номинальной частоте вращения.

Значение параметра при номинальном токе якоря должно соответствовать магнитному состоянию ненасыщенной машины при протекании в обмотке якоря тока с номинальным значением основной гармонической составляющей.

Для возможности сопоставления опытных параметров и постоянных времени следует указывать способ и значение тока и напряжения, при которых производилось их определение.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАЗОРА МЕЖДУ СТАТОРОМ И РОТОРОМ
И ФОРМЫ ИХ ПОВЕРХНОСТИ

2.1. Определение равномерности радиального зазора между ротором и статором следует производить с помощью щупов или другого измерительного инструмента. При длине сердечника статора 300 мм и более зазор следует измерять с обоих торцов машины.

Для машин с неявновыраженными полюсами измерение необходимо производить не менее чем в трех точках, равномерно расположенных по длине окружности.

Для машин с явновыраженными полюсами измерения должны производиться под серединой каждого полюса. Допускается проведение измерений не под каждым полюсом, но не менее чем в четырех точках, равномерно расположенных по окружности.

В машинах с подшипниковыми щитами зазор необходимо измерять в 3-4 точках в зависимости от числа отверстий в щитах.

Оценку равномерности зазора следует производить по отношению максимальной разности между измеренными радиальными размерами зазоров в местах измерения к их среднему значению.

Если в подшипниковых щитах отверстия отсутствуют, а другим способом щуп или другой измерительный инструмент не может быть применен, то размер зазора следует определять как половину разности диаметров внутренней расточки статора и внешней поверхности ротора.

2.2. Определение формы внутренней поверхности статора необходимо производить измерением зазора под одним и тем же полюсом, поворачивая ротор каждый раз на одно полюсное деление.

Определение формы поверхности ротора следует производить измерением зазора в одной и той же точке статора, поворачивая ротор каждый раз на одно полюсное деление. Обе эти операции могут быть совмещены. Если многократный поворот ротора на одно полюсное деление трудно осуществим, допускается измерять зазор под всеми полюсами при двух диаметрально противоположных положениях ротора относительно статора.