4.1. Определение тока и потерь холостого хода следует проводить в режиме ненагруженного двигателя при установившемся тепловом состоянии частей испытуемого двигателя (в частности, подшипниковых узлов). Если невозможно непосредственное определение температуры подшипниковых узлов, то двигатель до начала испытания следует вращать без нагрузки в течение времени, указанного в табл.1.
Таблица 1
| Продолжительность вращения, мин | ||||||
Мощность двигателя, кВт | при всех видах испытаний двигателей | при приемосдаточных испытаниях двигателей | |||||
| До | 1 | 10 | 5 | |||
Св. | 1 | " | 10 | 30 | 15 | ||
" | 10 | " | 100 | 60 | 30 | ||
" | 100 | " | 1000 | 120 | 60 | ||
" | 1000 | 180 | 90 |
При механизированном и автоматизированном процессе испытаний двигателей, а также при массовом производстве двигателей с подшипниками качения допускается при проведении приемосдаточных испытаний уменьшить время, указанное в табл.1, для двигателей с высотами оси вращения:
до 132 мм - до 1 мин,
св. 132 до 250 мм - до 3 мин,
" 250 " 355 мм - до 5 мин.
При этом потери холостого хода определяют с учетом зависимости мощности холостого хода от времени обкатки, полученной при приемочных, периодических или типовых испытаниях по табл.1.
При проведении опыта холостого хода следует измерить линейные напряжения, линейные токи статора, частоту и подводимую мощность. Предпочтительнее измерять мощность тремя малокосинусными ваттметрами. В схемах непосредственного измерения мощности, в случае отсутствия малокосинусных ваттметров, возможно включение по схеме двух ваттметров, при котором обмотку напряжения третьего ваттметра включают между теми фазами, в которые включены обмотки тока двух других ваттметров.
При изменениях в цепях двигателей малой мощности следует, в случае необходимости, учитывать потребление тока в обмотках напряжения ваттметров и в вольтметрах по формуле
.
Значение коэффициента мощности определяют по формуле
,
где - мощность по показаниям ваттметров, Вт;
- потери в обмотках ваттметров и в вольтметрах, Вт;
- сопротивление обмотки напряжения ваттметра, Ом;
- сопротивление обмотки вольтметра, Ом;
- напряжение при опыте, В;
- измеренный ток (среднее значение из трех измеренных), А.
В двигателях с фазным ротором обмотку ротора замыкают накоротко на выводах ротора или на кольцах, если двигатель имеет короткозамыкатель колец.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
4.2. Опыт холостого хода следует выполнять постепенным понижением приложенного к статору напряжения, начиная с наибольшего значения, равного 130% номинального, и кончая возможно более низким, при котором еще наблюдается возрастание тока статора. Если ток при напряжении 130% номинального превышает номинальное значение, наибольшее напряжение может быть снижено, но не должно быть менее 110% номинального. При проведении опыта рекомендуется производить 9-11 отсчетов при различных значениях напряжения.
Непосредственно после опыта холостого хода следует измерить сопротивление обмотки статора между двумя линейными выводами. Для двигателей, имеющих при номинальном напряжении ток холостого хода выше 70% номинального, измерение сопротивления обмотки статора следует производить после снятия точки при номинальном напряжении и в конце опыта или после снятия каждой точки.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.3. По данным опыта следует определить коэффициент мощности холостого хода