ГОСТ 3484.4-88
Группа Е69
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТРАНСФОРМАТОРЫ СИЛОВЫЕ
Испытания баков на механическую прочность
Power transformers.
Tank tests for mechanical strength
ОКП 34 1000
Дата введения 1990-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством электротехнической промышленности СССР
ИСПОЛНИТЕЛИ
В.В.Боднар, канд.техн.наук (руководитель темы); Б.А.Фартушный; И.А.Бородай, канд.техн.наук; П.Л.Нагорный, канд.техн.наук
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30.08.88 N 3051
3. Срок проверки - 1994 год; периодичность проверки - 5 лет
4. ВЗАМЕН ГОСТ 3484-77 в части разд.10
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта, подпункта |
2.2.2 | |
2.1.1 | |
2.2.2 | |
Вводная часть | |
2.2.2 | |
________________ | |
1.6 | |
1.9, 2.1.1; 5.3 | |
Вводная часть | |
Вводная часть | |
1.8 | |
1.6 | |
Вводная часть |
Настоящий стандарт устанавливает порядок проведения статических испытаний баков силовых трансформаторов на прочность.
Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения - по ГОСТ 5197-85, ГОСТ 16110-82, ГОСТ 16504-81 и ГОСТ 24054-80.
1.1. Для испытаний применяют следующие виды механических воздействий:
1) низкого вакуума в баке;
2) внутреннего (избыточного) давления охлаждающей (теплоносителя) и (или) изолирующей сред;
3) силовых нагрузок при подъеме трансформаторов краном;
4) силовых нагрузок при погрузке трансформаторов на транспортеры сочлененного типа.
Примечание. Измерение напряжений при указанных механических воздействиях выполняют тензометрическим способом.
1.2. Для измерения относительных деформаций в контрольных точках, по которым рассчитывают напряжение, следует использовать мостовой метод соединения активных и компенсационных тензорезисторов с уравновешенным и неуравновешенным мостом.
Компенсационные тензорезисторы должны иметь одинаковые с активными тензорезисторами технические характеристики и должны быть смонтированы на недеформируемых пластинах, изготовленных из того же металла, что и испытуемый бак.
1.3. Испытания баков воздействиями низкого вакуума, избыточного давления, при подъеме трансформаторов краном и их погрузке на транспортер следует проводить после окончательной сборки.
1.4. Испытательной нагрузкой бака трансформатора, подвергаемого механическим воздействиям, следует считать:
1) при низком вакууме - нагрузку, которую воспринимает бак при достижении в нем нормированного остаточного давления;
2) при избыточном давлении охлаждающей и (или) изолирующей сред - нагрузку, которую воспринимает бак при достижении в нем нормированного избыточного давления;
3) при подъеме трансформатора краном - нагрузку, которая возникает вследствие воздействия на бак сил тяжести трансформатора и давления охлаждающей и (или) изолирующей сред;
4) при погрузке трансформатора на транспортер - нагрузку, которая воздействует на бак вследствие сил тяжести трансформатора в его транспортном состоянии, давления охлаждающей и (или) изолирующей сред в баке и реакций связей с трансформатором.
1.5. Низкий вакуум в баках достигают при помощи вакуумных установок с контролем остаточного давления по вакуумметру.
1.6. Избыточное давление создают одним из следующих способов:
1) нагнетанием в бак газа - азота первого сорта по ГОСТ 9293-74 или воздуха по ГОСТ 17433-80 с контролем давления по манометру;
2) подкачкой в бак масла или негорючего жидкого диэлектрика (НЖД) с контролем давления по манометру или высоты столба масла или НЖД по маслоуказателю;
3) комбинированием подкачки масла или НЖД с нагнетанием газа.
Значение остаточного и (или) избыточного давления в баке, технические характеристики наполняющего бак воздуха указывают в стандартах или технических условиях на конкретные типы трансформаторов.
1.7. Предъявляемый на испытание бак трансформатора (с активной частью) должен быть сухим, полностью очищенным от загрязнений и укомплектованным сборочными единицами, которые обеспечивают его герметичность.
Бак устанавливают в стеллажах на каретки или подставки, имитирующие каретки по площади опоры.
1.8. Нормальные климатические условия испытаний - по ГОСТ 16962-71.
При испытаниях должны отсутствовать вибрация, электрические и магнитные воздействия.
1.9. Выбор трансформаторов для испытаний - по ГОСТ 11677-85.
2.1. Подготовка аппаратуры
2.1.1. Измерительные приборы, предназначенные для использования при испытаниях - измерители статической деформации, манометры (вакуумметры) подвергают визуальному контролю на отсутствие механических повреждений на деталях корпуса и комплектующих изделиях, а также проверке их комплектности и срока действия согласно аттестату (паспорту).
Примечание. Применяемые манометры и вакуумметры по ГОСТ 2405-88 должны обеспечивать точность, установленную для нормированных испытательных нагрузок по ГОСТ 11677-85.
2.1.2. Для испытаний используют тензорезисторы с сопротивлением от 50 до 500 Ом, не имеющие признаков нарушения целостности защитных элементов. Отобранные тензорезисторы группируют по значению сопротивления с отклонениями в каждой группе в пределах ±0,1%.
Примечание. Соединение тензорезисторов с деталями (элементами) бака обеспечивают их приклеиванием к подготовленным участкам поверхности. Для приклеивания тензорезисторов следует использовать клеи холодного отверждения, полимеризующиеся в условиях участка сборочного цеха трансформаторов (помещения), отведенного для проведения испытаний.
2.2. Подготовка бака
2.2.1. Бак трансформатора подготавливают и принимают на испытание в соответствии с разд.1. В стандартах и технических условиях на трансформаторы конкретных типов приводят следующие сведения:
1) обозначения поверочного расчета бака на прочность, сборочных чертежей бака и трансформатора, а при необходимости и тех деталей (элементов) металлоконструкций, которые являются важными для оценки прочности бака;
2) прототипы испытуемого бака и трансформатора, если они имеются;
3) комплектность бака, предъявляемого на испытания, вид и технические характеристики охлаждающей и изолирующей сред;
4) схема контрольных точек, расчетные и допускаемые напряжения в контрольных точках;
5) тип транспортера (его грузоподъемность), наличие переходных балок, необходимость измерения напряжений в устройствах для подъема, транспортное состояние трансформатора;
6) характеристики материала бака - марка стали, толщина листа, модуль нормальной упругости;
7) режимы нагружения бака.
2.2.2. При разметке контрольных точек используют металлические линейки по ГОСТ 427-75 и рулетки по ГОСТ 7502-80.
Шероховатость поверхности участка, предназначенного для приклеивания тензорезистора, должна быть 2,5 мкм по ГОСТ 2789-73. Шероховатость поверхности для приклеивания переходных колодок одно- или многоразового пользования должна быть 20 мкм по ГОСТ 2789-73 (наряду с приклеиваемыми допускается использовать другие переходные колодки, обеспечивающие надежное удержание тензорезисторов).
Перед нанесением клея сопрягаемые поверхности обезжиривают.
2.2.3. Качество просушивания (термообработки) приклеенных тензорезисторов характеризуется значением сопротивления изоляции между их чувствительными элементами и поверхностью испытуемой детали. Сопротивление изоляции должно быть не менее 100 Ом.
Герметизацию тензорезисторов осуществляют при влажности окружающего воздуха более 80% сразу же после их сушки (термообработки).
3.1. Испытания бака при низком вакууме, избыточном давлении и подъеме
3.1.1. Испытания проводят в последовательности, установленной технологическим процессом изготовления (сборки) испытуемого трансформатора.
3.1.2. Нормированное давление при первом нагружении бака достигают ступенями. Первую ступень принимают равной половине нормы, последующих ступеней - не более 20%.
При удовлетворительных результатах испытания при первом нагружении допускается последующие нагружения проводить без разбивки на ступени.
3.1.3. При каждом нагружении необходимо соблюдать следующий порядок проведения испытания:
1) визуальный контроль ненагруженного бака;
2) регистрация показаний измерителей деформации для каждой контрольной точки, соответствующих ненагруженному положению бака;
3) регистрация показаний измерителей деформации и манометров (вакуумметров) по ступеням нагружения;
4) визуальный контроль бака по ступеням нагружения с целью выявления местных повреждений.
Под местными повреждениями элементов бака следует понимать нарушения их сплошности, проявляющиеся в виде трещин, расслоений (закатов, плен и т.п.), непроваров и кратеров сварных швов, а также отклонения от их заданного чертежом взаимного расположения (изгиб, вмятины и т.п.).
3.1.4. Испытание бака при подъеме трансформатора краном следует проводить, руководствуясь габаритным чертежом.