1.1. Двигатели следует изготовлять на номинальные мощности до 10000 кВт, номинальные напряжения 6000 и 10000 В, номинальную частоту 50 Гц по ГОСТ 12139, номинальные мощности свыше 10000 кВт - по ряду R10 ГОСТ 8032.
Номинальные мощности двигателей соответствуют режиму S1 по ГОСТ 183. По согласованию между изготовителем и потребителем допускается изготовление двигателей на номинальное напряжение 3000 В, на номинальные мощности, соответствующие напряжению 6000 В.
Номинальные мощности, частоты вращения и номинальные напряжения двигателей, предназначенных для экспорта, следует устанавливать в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
1.2. Наименьшее значение номинальной мощности двигателей при номинальном напряжении в зависимости от частоты вращения должно соответствовать указанному в табл.1.
Таблица 1
Номинальное напряжение, В | ||
Номинальная частота вращения, об/мин | 6000 | 10000 |
Наименьшее значение номинальной | ||
3000,0 | 630 | 630 |
1500,0 | 250 | 630 |
1000,0 | 250 | 400 |
750,0 | 250 | 400 |
600,0 | 250 | 400 |
500,0 | 250 | 400 |
375,0 | 315 | 500 |
300,0 | 315 | 500 |
250,0 | 315 | 500 |
187,5 | 315 | 400 |
166,6 | 315 | 630 |
150,0 | 630 | 630 |
125,0 | 1250 | 1250 |
100,0 | 1000 | 1000 |
1.3. При пуске непосредственно от сети номинальные значения отношения начального пускового тока , начального пускового и номинального входного моментов, а также максимального асинхронного момента двигателей при пуске к номинальному при номинальных значениях напряжения и частоты сети должны соответствовать указанным в табл.2. Допустимые отклонения значений - по ГОСТ 183.
Таблица 2
Назначение двигателей | , не более | , | , | , |
Двигатели для привода насосов, а также двигатели, предназначенные для установки в агрегатах и т.п. | 7,0 | 0,4 | 1,0 | по ГОСТ 183** |
Двигатели для привода поршневых компрессоров | 7,0 | 0,6 | 1,0 | по ГОСТ 183** |
Двигатели для привода механизмов с большими моментами инерции и вентиляторной характеристикой момента сопротивления при пуске (дымососы, вентиляторы и т.п.) | 8,0 | 0,4 | 1,2*-1,3 | по ГОСТ 183** |
Двигатели для привода механизмов с повышенными моментами сопротивления при пуске (мельницы, дробилки и т.п.) | 9,0 | 1,1 | 1 ,3 | 2,0 |
__________________
* Допускается при работе двигателя с тиристорными возбудителями с форсировкой возбуждения при пуске.
** Для привода механизмов с вентиляторной характеристикой.
Примечание. По согласованию между изготовителем и потребителем допускается:
отношение начального пускового момента к номинальному менее 0,4 и отношение входного момента к номинальному менее 1,0 - для двигателей, предназначенных для привода насосов и для установки в агрегатах и т.п.;
отношение начального пускового момента к номинальному менее 0,6 - для двигателей, предназначенных для привода поршневых компрессоров;
отношение входного момента к номинальному менее 1,2 при пуске двигателей на холостом ходу с моментом сопротивления в конце пуска не более 0,5 - для двигателей, предназначенных для привода дымососов, вентиляторов и т.п.
1.4. Пуск двигателей следует осуществлять непосредственно от сети или от пониженного напряжения через реактор или автотрансформатор, а также от полупроводниковых и электромашинных преобразователей частоты. В технически обоснованных случаях допускается пуск с разгонным двигателем.
Обмотка возбуждения двигателей при пуске должна быть замкнута на пусковое сопротивление. Допускается по согласованию между изготовителем и потребителем пуск двигателей с обмоткой возбуждения, замкнутой накоротко или на возбудитель.
Допустимое значение снижения напряжения сети при пуске, способ и число пусков в сутки (смену), год и за срок службы, возможность пуска двигателей под нагрузкой, продолжительность интервалов между пусками, предельно допустимые моменты инерции приводного механизма и значение пускового сопротивления следует устанавливать в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
1.5. Рабочие концы валов двигателей для привода механизмов с большими моментами инерции следует рассчитывать исходя из отношения максимального момента кручения () при пуске к номинальному моменту двигателя, определяемого по формуле
,