Определения используемых в настоящем стандарте общетехнических терминов приведены в ГОСТ 27471.
В настоящем стандарте используются следующие определения:
2.1. Номинальные данные - совокупность числовых значений электрических и механических величин в сочетании с их продолжительностью и порядком чередования во времени, установленных для машины конкретного типа ее изготовителем и указанных на паспортной табличке. При этом машина должна соответствовать ряду других условий.
2.2. Номинальное значение - числовое значение параметра, отнесенного к номинальным данным.
2.3. Номинальная мощность - числовое значение мощности, отнесенное к номинальным данным.
2.4. Нагрузка - совокупность числовых значений электрических и механических величин, характеризующих требования к машине, определяемые электрической цепью или механическим устройством в каждый момент времени.
2.5. Холостой ход - состояние машины, вращающейся при нулевой отдаваемой мощности (но при всех других нормальных условиях работы).
2.6. Полная нагрузка - наибольшее значение нагрузки машины, работающей с номинальной мощностью.
2.7. Мощность при полной нагрузке - наибольшее значение мощности, устанавливаемой для машины, работающей с номинальной мощностью.
Примечание. Это понятие применимо также к моменту, току, частоте вращения и т.д.
2.8. Состояние покоя - полное отсутствие всякого движения и электрического питания или всякого механического привода.
2.9. Режим - обусловленная нагрузка (нагрузки), которой (которым) подвергается машина, включающая, если это необходимо, периоды пуска, электрического торможения, холостого хода и состояния покоя, а также их продолжительность и порядок чередования во времени.
2.10. Типовой режим - продолжительный, кратковременный или периодический режимы, включающие одну или несколько нагрузок, остающихся неизменными в течение указанного промежутка времени, или непериодический режим, в течение которого нагрузка и частота вращения изменяются в установленном диапазоне.
2.11. Тепловое равновесие - состояние, при котором превышения температуры различных частей машины изменяются не более чем на 2 К в течение часа.
2.12. Продолжительность включения - отношение продолжительности работы машины под нагрузкой, включая пуск и электрическое торможение, к продолжительности рабочего цикла, выраженное в процентах.
2.13. Вращающий момент при заторможенном роторе - минимальный измеренный вращающий момент, развиваемый двигателем при номинальных значениях напряжения и частоты питания и при заторможенном роторе.
2.14. Ток при заторможенном роторе - действующее значение тока, потребляемого двигателем, измеренное в установившемся режиме при номинальных значениях напряжения и частоты питания и при заторможенном роторе.
2.15. Минимальный вращающий момент в процессе пуска (двигателя переменного тока) - наименьший вращающий момент, развиваемый двигателем в диапазоне от нуля до частоты вращения, соответствующей максимальному вращающему моменту, при номинальных значениях напряжения и частоты питания.
Определение не применимо к тем асинхронным двигателям, вращающий момент которых непрерывно понижается при возрастании частоты вращения.
Примечание. Значение минимального момента в процессе пуска относится к обычной средней характеристике вращающего момента, исключающей переходные процессы.
2.16. Максимальный вращающий момент (опрокидывающий момент) двигателя переменного тока - наибольший вращающий момент, развиваемый двигателем при его рабочей температуре и номинальных значениях напряжения и частоты, без резкого снижения частоты вращения.
Определение не применимо к тем асинхронным двигателям, у которых вращающий момент непрерывно понижается при возрастании частоты вращения.
Примечание. Значение максимального момента относится к обычной средней характеристике вращающего момента, исключающей переходные процессы.
2.17. Синхронный опрокидывающий момент - наибольший вращающий момент, развиваемый синхронным двигателем при рабочей температуре, синхронной частоте вращения и при номинальных значениях напряжения, частоты питания и тока возбуждения.
2.18. Охлаждение - процесс, в ходе которого тепло, обусловленное потерями в машине, передается прежде всего первичной охлаждающей среде, повышая при этом температуру последней.
Нагретую первичную охлаждающую среду допускается заменять свежей охлаждающей средой с более низкой температурой или охлаждать в теплообменнике посредством вторичной охлаждающей среды.
2.19. Охлаждающая среда - среда, жидкая или газообразная, посредством которой переносится тепло.
2.20. Первичная охлаждающая среда - жидкость или газ, имеющие температуру ниже температуры соприкасающихся с ними частей машины и переносящие тепло, отдаваемое этими частями.