Применение в качестве национального стандарта РФ прекращено
Профессиональные справочные системы для специалистов
медицинской и фармацевтической промышленности


ГОСТ 29111-91
(МЭК 95-1-88)

Группа Е52

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

     

СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫЕ СТАРТЕРНЫЕ БАТАРЕИ

     
Часть 1

Общие требования и методы испытаний

     
Lead-acid starter batteries.
Part 1. General requirements and methods of tests



MКC 29.220.20

ОКП 34 8111

Дата введения 1993-01-01

     

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 44 "Аккумуляторы"

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета по стандартизации и метрологии СССР от 30.09.91 N 1571

3. Стандарт подготовлен методом прямого применения международного стандарта МЭК 95-1-88 "Свинцово-кислотные стартерные батареи. Часть 1. Общие требования и методы испытаний" и полностью ему соответствует

Изменение N 1 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 12 от 21.11.97)

За принятие изменения проголосовали:     

Наименование государства

Наименование национального органа стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Грузия

Грузстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госстандарт Украины



4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5. ИЗДАНИЕ (август 2004 г.) с Изменением N 1, утвержденным в июне 1998 г. (ИУС 10-98)

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на свинцово-кислотные батареи с номинальным напряжением 12 В, используемые прежде всего как энергоисточник для зажигания при пуске двигателей внутреннего сгорания, освещения и также для аварийного оборудования транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания. Эти батареи обычно называют "стартерными батареями".

Стандарт не распространяется на батареи для других целей, например для пуска двигателей внутреннего сгорания для дрезины.

Стандарт применяется для целей сертификации продукции, поставляемой для экспорта.

Требования настоящего стандарта являются обязательными*.

________________

* Текст, выделенный вертикальной чертой, содержит дополнительные требования по отношению к МЭК 95-1-88.

1.2. Цель

Целью этого стандарта является установление:

- общих требований;

- некоторых обязательных функциональных характеристик, методов релевантных испытаний и результатов, необходимых для нескольких классов стартерных батарей:

согласно обычному типу применения;

согласно климату, в котором они преобладающе эксплуатируются.

1.3. Классификация и обозначение стартерных батарей

1.3.1. Согласно применению устанавливают два класса батарей:

А - для применения, в частности, на легковых автомобилях, легких грузовых автомобилях и так далее;

В - для применения, в частности, на грузовиках, автобусах, такси, на промышленном транспорте, на машинах, используемых для коммунальных работ, и так далее.

1.3.2. Батареи обоих классов предназначены для использования в умеренном и холодном климате. В этих батареях, когда они полностью заряжены, плотность электролита должна быть (1,28) кг/л при 25 °С.

1.3.3. Батареи, предназначенные для использования в жарком или тропическом климате, должны обозначаться посредством добавления буквы Т к обозначению классов, т.е. AT и ВТ. В этих батареях, когда они полностью заряжены, плотность электролита должна быть (1,23) кг/л при 25 °С.

1.4. Условия поставки

Новые батареи могут поставляться или в состоянии, готовом к использованию, т.е. залитыми соответствующим электролитом до максимального уровня (после первоначального заряда согласно пп.4.2.1 и 4.2.2 плотность электролита должна соответствовать релевантным значениям, указанным в пп.1.3.2 или 1.3.3), или в сухозаряженном состоянии, т.е. не залитыми электролитом и заряженными.

Плотность кислоты для заливки этих батарей перед использованием должна быть:

- для классов А и В … (1,28±0,01) кг/л при 25 °С;

- для классов AT и ВТ … (1,23±0,01) кг/л при 25 °С.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Идентификация, маркировка

Батареи согласно настоящему стандарту должны иметь следующие характеристики, нанесенные, по крайней мере, на одной из сторон несмываемой краской.

2.1.1. Класс батарей А или В, или AT, или ВТ (см. п.1.3).

2.1.2. Номинальное напряжение 12 В.

2.1.3. Емкость номинальная (А·ч) или резервная (мин).

Величины или для батарей всех классов согласно п.2.1.1 должны соответствовать плотности электролита, приведенной в п.1.3.2.

2.1.4. Номинальный ток стартерного режима разряда (см. п.3.1.1).

2.2. Маркировка полярности

Положительный вывод батареи должен быть идентифицирован посредством знака (+) на крышке или на самом выводе.

2.3. Дополнительное обозначение

Стартерные батареи могут обозначаться как "безуходные" или подходящим сокращением, если они удовлетворяют требованиям п.5.8, работая без добавления воды, и повышенному требованию п.5.5.3.

Примечание. Стартерные батареи подвергают воздействию температуры, напряжению перезаряда и т.д., соответствующих условиям эксплуатации, которые оказывают влияние на электролитическое разложение воды в электролите, независимо от внутренних особенностей конструкции. Таким образом, термин "безуходные" в значении настоящего стандарта связывается с вполне определенными условиями в п.5.8, которые не охватывают полностью практические условия эксплуатации.

2.4. Крепление батарей

При креплении батарей на транспортном средстве при помощи неотъемлемых частей корпуса (например, выступов дна) они должны конструироваться для сопротивления ускорению в аварийных условиях, как указано в национальных стандартах, юридических требованиях или изготовителями транспортных средств.

3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ


Общее определение терминов (Публикация МЭК 50-486) находится в стадии разработки.

3.1. Электрические характеристики

3.1.1. Стартерная характеристика представляет собой разрядный ток , указанный изготовителем, который способна отдать батарея при температуре 18 °С для классов А, В и 0 °С - для классов AT и ВТ за 60 с до минимального напряжения =8,4 В.

3.1.2. Емкость стартерной батареи определяют при температуре (25±2) °С.

Она может быть указана изготовителем как номинальная или номинальная резервная емкость .

Номинальная емкость представляет собой электрический заряд в ампер-часах, который способна отдать батарея при разряде током

(А)


до конечного напряжения =10,5 В.

Эффективная емкость должна устанавливаться при разряде батареи током постоянной величины до =10,5 В (см. п.5.1). Суммарное значение используют для контроля .

Номинальная резервная емкость представляет собой период времени в минутах, в течение которого батарея может сохранять разрядный ток 25 А до предельного напряжения =10,5 В.

Эффективная резервная емкость должна устанавливаться при разряде батареи током постоянной величины =25 А до =10,5 В (см. п.5.2). Суммарное время разряда в минутах используют для подтверждения .

Примечание. Для корреляции (соотношения) и см. приложение А.

3.1.3. Прием заряда выражают как отношение :