Статус документа
Статус документа

ГОСТ 22061-76 Машины и технологическое оборудование. Система классов точности балансировки. Основные положения (с Изменением N 1)

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСТАТОЧНЫХ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ДИСБАЛАНСОВ ОПЫТНЫХ ИЗДЕЛИЙ

5.1. При исследовательских, предварительных, в начале и конце ресурсных приемочных испытаний опытных или уникальных образцов и опытных серий следует измерять остаточные дисбалансы в плоскостях коррекции или других плоскостях.

Примечание. Виды испытаний, при которых проводятся такие измерения, устанавливаются в стандартах или технических условиях на конкретные изделия.

5.2. Измерение остаточных дисбалансов отдельного ротора или изделия в сборе следует проводить на балансировочном станке при частоте его вращения ниже первой резонансной системы "ротор-опоры" или на изделии в сборе при помощи балансировочного комплекта.

Пересчет измеренных остаточных дисбалансов из плоскостей измерения или плоскостей опор в плоскости коррекции и обратно следует производить по формулам обязательного приложения 2.

Примечание. Резонансная частота системы "ротор-опоры" - частота вращения ротора в системе "ротор-опоры", состоящей из ротора и упругих опор, при которой амплитуда колебаний достигает максимума.

5.3. Перед измерением ротор должен быть собран по рабочим чертежам с теми деталями, с которыми он вращается в изделии как одно целое (например, вентилятор, шестерня, маховик, шкив, технологические втулки, подшипники качения, полумуфта и т.п.).

При измерении остаточных дисбалансов ротора, которое по каким либо причинам должно проводиться без ряда деталей и (или) не на его собственных подшипниках, возникающие при сборке ротора с этими деталями технологические дисбалансы следует определять по п.5.9 и учитывать в результатах измерений.

5.4. При измерении остаточных дисбалансов ротора с консольно-расположенной массой, которая опирается в корпусе машины на свою опору, во время измерения на балансировочном станке следует пользоваться вспомогательной опорой.

5.5. У роторов, которые имеют две и более сосредоточенных массы на легком валу, следует измерять дисбалансы каждой детали до сборки или дисбалансы ротора на каждой стадии сборки.

5.6. Для измерения значения остаточного дисбаланса в данной плоскости коррекции ротора следует ввести в эту плоскость контрольный груз, создав дисбаланс , значение которого в 5-10 раз превышает верхнее значение допустимого для данной плоскости коррекции дисбаланса . Записать значения и углы дисбалансов, переставляя на 45° этот же контрольный груз на том же радиусе, снова записать значение и угол дисбаланса. Повторить такие измерения восемь раз при различных положениях контрольного груза, пока не будет обойдена вся окружность ротора. Измерения проводить для каждой плоскости коррекции отдельно.

5.7. Для каждой плоскости коррекции построить графики в координатах угол дисбаланса и значение дисбаланса, как показано на черт.5.



Черт.5

Среднее арифметическое измеренных величин пропорционально значению устанавливаемого в плоскости коррекции дисбаланса

,                                          (13)


где и - максимальные и минимальные показания индикатора значения дисбаланса;

- представляет на чертеже отрезок, пропорциональный значению дисбаланса;

- коэффициент пропорциональности.

Угол дисбаланса

45°

90°

135°

180°

225°

270°

315°

Показание индикатора значения дисбаланса

Плоскость коррекции 1

Плоскость коррекции 2



Значение остаточного дисбаланса в плоскости коррекции пропорционально

.                                          (14)


Следовательно,

.                                                  (15)