Применение в качестве национального стандарта РФ прекращено
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     
     ГОСТ 22061-76*

Группа Г02

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

     

МАШИНЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.
СИСТЕМА КЛАССОВ ТОЧНОСТИ БАЛАНСИРОВКИ

Основные положения

          
Machines and technological equipment.
Balance quality grade system. General

     

Дата введения 1977-07-01

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 24 августа 1976 г. N 2008 срок введения установлен с 01.07.77

* ПЕРЕИЗДАНИЕ (сентябрь 1993 г.) с Изменением N 1, утвержденным в январе 1983 г. (ИУС 5-83)


Настоящий стандарт устанавливает классы точности балансировки для жестких роторов изделий, а также требования к балансировке и методы расчета дисбалансов.

Стандарт соответствует международному стандарту ИСО 1940 в части содержания и классов точности балансировки с 1 по 11. Термины и определения - по ГОСТ 19534-74 и ГОСТ 16504-81.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1. КЛАССЫ ТОЧНОСТИ БАЛАНСИРОВКИ  

1.1. Классы точности балансировки должны соответствовать указанным в таблице.

Класс точности балансировки

Значения произведения удельного дисбаланса () на максимальную эксплуатационную угловую скорость вращения () , мм·рад/с

наименьшее

наибольшее

(0)*

(0,064)

(0,16)

1

0,16

0,40

2

0,40

1,00

3

1,00

2,50

4

2,50

6,30

5

6,30

16,00

6

16,00

40,00

7

40,00

100,00

8

100,00

250,00

9

250,00

630,00

10

630,00

1600,00

11

1600,00

4000,00

(12)*

(4000,00)

(10000,00)

_________________

* Применять факультативно.

Примечание. Наибольшие и наименьшие значения произведений , определяющие границы классов, образуют геометрическую прогрессию со знаменателем 2,5.

1.2. Расположение полей классов точности балансировки показано на черт.1.


Система классов точности балансировки


Черт.1


Роторы в изделиях с горизонтальной осью вращения, попадающие в область ниже линии , где , создают в опорах динамические нагрузки от дисбалансов меньшие, чем статические нагрузки от веса ротора.

Роторы в изделиях с горизонтальной осью вращения, попадающие в область выше линии , где , создают в опорах динамические нагрузки, большие, чем статические нагрузки от веса ротора (в этом случае, если нет других, кроме веса статических нагрузок, при выборе класса точности балансировки следует учитывать радиальные зазоры в подшипниках).

Примечания:

1. Границы классов показаны сплошными линиями. По оси ординат отложены значения удельного дисбаланса в г·мм/кг, в мкм. По оси абсцисс отложены значения максимальной эксплуатационной частоты вращения ротора  в мин (об/мин) или в , т.е. в герцах (Гц).

2. Максимальная эксплуатационная угловая скорость вращения ротора связана с максимальной эксплуатационной частотой вращения соотношениями:

     (рад/с),                               (1)

где в об/мин;

     
,                                               (2)


если в герцах.

3. Линия соответствует произведению мм·с, т.е. ускорению силы тяжести.

2. PAСЧET ЗНАЧЕНИЙ ДОПУСТИМЫХ ДИСБАЛАНСОВ  

2.1. Установить верхнее значение главного вектора допустимых дисбалансов по формулам:

для ротора, балансируемого в изделии в сборе

;                                         (3)


для ротора, балансируемого в виде отдельной детали

,                                   (4)


где - масса ротора, состоящая из всех деталей, которые вращаются в собранном изделии как одно целое (например, собственно ротор, насаженные на него маховики, колеса вентиляторов, шкивы, шестерни, вращающиеся вместе с ротором кольца подшипников качения и т.д.);

- табличное значение удельного дисбаланса, определяемое для данного собранного изделия по верхней границе установленного класса точности балансировки и максимальной эксплуатационной частоте вращения его ротора;

- значение главного вектора технологических дисбалансов изделия, ротор которого балансировался не в сборе (определяется по п.5.9);

- значение главного вектора эксплуатационных дисбалансов изделия (определяется по п.5.10).

Примечания:

1. Технологические дисбалансы возникают при сборе ротора, если он балансировался не в изделии в сборе, из-за монтажа на него деталей (шкивов, полумуфт, подшипников, вентиляторов и т.д.), которые имеют собственные дисбалансы, вследствие отклонения формы и расположения поверхностей и посадочных мест, радиальных зазоров и т.д.

2. Эксплуатационные дисбалансы возникают из-за неравномерности износа, релаксации, выжигания, кавитации деталей ротора (например, рабочих колес насосов, вентиляторов, турбин), деформации деталей ротора под влиянием рабочей температуры ротора, неравномерности распределения материала на рабочей поверхности центрифуги, действия шатунных и поступательно движущихся масс в поршневых машинах, за заданный технический ресурс или до ремонта, предусматривающего балансировку.

2.2. Установить нижнее значение главного вектора допустимых дисбалансов, приложенного к центру масс ротора, по формулам:

для ротора, балансируемого в изделии в сборе

;                                         (5)


для ротора, балансируемого в виде отдельной детали или сборочной единицы

.                                   (6)

2.3. Для двухопорных роторов (черт.2-4) верхние и нижние значения допустимых дисбалансов в каждой из двух плоскостей коррекции 1 и 2 следует определять по формулам:


;                                      (7)

     
;                                      (8)

     
;                                      (9)

     
.                                      (10)



Черт.2


Черт.3


Черт.4



Примечания:

1. Верхние и нижние значения допустимых дисбалансов в плоскости опор, измерения или приведения определяют по этим же формулам и черт.2-4, подставляя вместо и расстояния от опоры до соответствующих плоскостей.

2. При расчете необходимо учитывать, что наибольшие значения дисбалансов и являются предельными, независимо от направления их действия, определяемого видами неуравновешенностей ротора (статической, моментной или динамической).

3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ  

3.1. Роторы изделий, отнесенных к 1-му классу точности балансировки, следует балансировать в своих подшипниках в собственном корпусе при соблюдении всех условий эксплуатации с использованием собственного привода.

3.2. Роторы изделий, отнесенных ко 2-му классу точности балансировки, следует балансировать в собственных подшипниках или в собственном корпусе, со специальным приводом, если нет собственного привода.

3.3. Роторы изделий, отнесенных к 3-11-му классам точности балансировки, разрешается балансировать в виде деталей или сборочных единиц.

3.4. Выбор способа балансировки

3.4.1. Роторы изделий должны проходить динамическую балансировку.