Статус документа
Статус документа

ГОСТ 19587-74 Передачи гидродинамические. Термины и определения

Термин

Определение


1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1.1. Гидродинамическая передача

ГПД

Ндп. Турбопередача

D. Hydrodynamisches Getriebe

Е. Hydrodynamic transmission

F. Transmission hydrodynsmique

Гидравлическая передача, состоящая из лопастных колес (2.1) с общей рабочей полостью (3.1), в которой крутящий момент передается за счет изменения момента количества движения рабочей жидкости (1.7)

1.2. Регулируемая гидродинамическая передача

D. Regelbares hydrodynamisches Getriebe

E. Adjustable hydrodynamic transmission

F. Transmission hydrodynamique

ГДП, имеющая органы управления для изменения ее внешних характеристик (5.26)

1.3. Реверсируемая гидродинамическая передача

D. Reversierbares hydrodynamisches Getriebe

E. Reversible hydrodynamic transmission

F. Transmission hydrodynamique

ГДП, предназначенная для работы при прямом и обратном вращении входного звена (2.21)

1.4. Блокируемая гидродинамическая передача

D. Hydrodynamisches Getriebe mit Blockierung

E. Hydrodynamic transmission with locking

F. Transmission hydrodynamique avec blocade

ГДП, у которой на заданном режиме работы блокируются насосное и турбинное колеса

1.5. Гидродинамический трансформатор

ГДТ

Гидротрансформатор

Ндп. Турботрансформатор

D. Hydrodynamisches Drehmomentwandler

Е. Hydrodynamic torque converter

F. Convertisseur de couple hydrodynamique

ГДП, преобразующая передаваемый крутящий момент.

Примечание. Передаваемый крутящий момент преобразуется по величине, а иногда и по знаку

1.6. Гидродинамическая муфта

ГДМ

Гидромуфта

Ндп. Турбомуфта

D. Hydrodynamische Kupplung

Е. Fluid coupling

F. Coupleur hydrodynamique

ГПД, не преобразующая крутящий момент

1.7. Рабочая жидкость гидродинамической передачи

D.

E. Working fluid

F. Fluide hydraulique

Жидкость, посредством которой происходит передача крутящего момента между входным и выходным звеньями

1.8. Эталонная жидкость гидродинамической передачи

D.

E. Standard working fluid

F. Fluide hydraulique normal

Рабочая жидкость, на которой проводятся испытания с целью получения однотипных сравнительных характеристик


2. ЭЛЕМЕНТЫ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ

2.1. Лопастное колесо гидродинамической передачи

Ндп. Рабочее колесо

D. Schaufelrad

Е. Blade wheel

F. Roue aubes

Колесо с одним или несколькими венцами лопастей.

Примечание. Венец лопастей понимается как ряд расположенных по окружности лопастей


2.2. Центробежное колесо гидродинамической передачи

D. Zentrifugalrad

E. Centrifugal wheel

F. Roue centrifugal

Лопастное колесо ГДП, в котором рабочая жидкость перемещается от центра к периферии

2.3. Центростремительное колесо гидродинамической передачи

D. Zentripetalrad

E. Centripetal wheel

F. Roue centripete

Лопастное колесо ГДП, в котором рабочая жидкость перемещается от периферии к центру

2.4. Осевое колесо гидродинамической передачи

D. Axialrad

E. Axial wheel

F. Roue axiale

Лопастное колесо ГДП, в котором рабочая жидкость перемещается вдоль его оси

2.5. Насосное колесо гидродинамической передачи

D. Pumpenrad

E. Impeller (pump wheel)

F. Impulseur (roue d'impulseur)

Лопастное колесо ГДП, в котором происходит увеличение момента количества движения рабочей жидкости за счет энергии, подводимой к входному звену ГДП

2.6. Турбинное колесо гидродинамической передачи

D. Turbinenrad

E. Turbine (turbine wheel)

F. Turbine (roue de turbine)

Лопастное колесо ГДП, в котором происходит уменьшение момента количества движения рабочей жидкости и преобразование ее энергии в механическую энергию вращения выходного звена

2.7. Реактор гидродинамического трансформатора

Ндп. Направляющий аппарат

D. Leitrad

Е. Reactor

F.

Неподвижное лопастное колесо ГДТ, в котором происходит изменение момента количества движения рабочей жидкости, обеспечивающее преобразование крутящего момента выходного звена

2.8. Одноступенчатое лопастное колесо гидродинамической передачи

D. Einstufiger Schaufelrad

Е. Single-stage blade wheel

F. Roue

Лопастное колесо ГДП, состоящее из одного или нескольких венцов лопастей, между которыми нет венцов лопастей лопастных колес другого вида

2.9. Многоступенчатое лопастное колесо гидродинамической передачи

Лопастное колесо ГДП с двумя или более венцами лопастей, между которыми находятся венцы лопастей лопастных колес другого вида

2.10. Лопасть

D. Schaufel

Е. Blade (vane)

F. Aube    

Часть лопастного колеса ГДП, непосредственно изменяющая момент количества движения рабочей жидкости

2.11. Поворотная лопасть

D. Schwenkschaufel

E. Rotating (turning) blade

F. Aube tournante

Лопасть или часть лопасти лопастного колеса ГДП, которая допускает поворот относительно колеса

2.12. Лопасть постоянной толщины

D. Schaufel unveranderlicher

E. Constantthickness blade

F. Aube

Лопасть лопастного колеса ГДП с эквидистантными поверхностями лицевой (3.10) и тыльной сторон (3.11)

2.13. Пространственная лопасть

D. Raumschaufel

E. Space blade

F. Aube spatiale

Лопасть лопастного колеса ГДП с пространственной средней поверхностью (3.15)

2.14. Цилиндрическая лопасть

D. Zylinderschaufel

E. Cylindrical blade

F. Aube cylindrique

Лопасть лопастного колеса ГДП с цилиндрической средней поверхностью

2.15. Плоская лопасть

D. Flachschaufel

E. Flat blade

F. Aube plane

Лопасть лопастного колеса ГДП с плоской средней поверхностью

2.16. Радиальная лопасть

D. Radialschaufel

E. Radial blade

F. Aube radiale

Плоская лопасть со средней поверхностью, проходящей через ось вращения ГДП

2.17. Наклоненная назад лопасть

D. Schaufel mit nach hinten

E. Backward inclined blade

F. Aube en arrcere

Плоская лопасть ГДМ, у которой кромка входа и выхода потока находится сзади линии соединения лопасти с наружным тором (3.5) (по направлению вращения)

2.18. Наклоненная вперед лопасть

D. Schaufel mit nach vorn

E. Forward inclined blade

F. Aube en avant

Плоская лопасть ГДМ, у которой кромка входа и выхода потока находится впереди линии соединения лопасти с наружным тором (по направлению вращения)

2.19. Порог гидродинамической муфты

D. Schwelle

E. Step (baffle)

F. Senil

Устройство, частично перекрывающее межлопастные каналы ГДМ для ограничения величины передаваемого крутящего момента

2.20. Корпус гидродинамической передачи

D. Schale

E. Casing

F. Carter

Деталь или группа деталей ГДП, внутри которых расположены лопастные колеса

2.21. Входное звено гидродинамической передачи

Ндп. Ведущее звено

D. Eingangsglied

Е. Input member

F. Membre

Часть ГДП, через которую мощность подводится к насосному колесу

2.22. Выходное звено гидродинамической передачи

Ндп. Ведомое звено

D. Ausgangsglied

Е. Output member

F. Membre de sortie

Часть ГДП, через которую мощность отводится от турбинного колеса

2.23. Входной вал гидродинамической передачи

D. Eingangswelle

E. Input shaft

F. Arbre

Вал входного звена ГДП

2.24. Выходной вал гидродинамической передачи

D. Ausgangswelle

E. Output shaft

F. Arbre de sortie

Вал выходного звена ГДП

2.25. Черпаковая трубка гидродинамической муфты

D.

E. Scoop tube

F. Tube

Трубка, работающая по принципу черпакового насоса, предназначенная для отвода и подвода рабочей жидкости в ГДМ

2.26. Поворотная черпаковая трубка гидродинамической муфты

D.

Е. Turning scoop tube

F. Tube tournant

-

2.27. Скользящая черпаковая трубка гидродинамической муфты

D.

Е. Sliding scoop tube

F. Tube glissant

Черпаковая трубка, перемещающаяся вдоль своей оси   

2.28. Двухсторонняя черпаковая трубка гидродинамической муфты

D. Zweiseitiges

Е. Double-sided scoop tube

F. Tube

Черпаковая трубка с двухсторонним входом, работающая при любом направлении вращения ГДМ.  


3. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

3.1. Рабочая полость

D. Kreislauf

E. Working space (circuit)

Пространство, ограниченное поверхностями межлопастных каналов (3.4) лопастных колес и другими поверхностями, направляющими движение рабочей жидкости между венцами лопастей

3.2. Дополнительная полость

D.

E. Complementary chamber

Пространство, ограниченное внешними поверхностями колес и поверхностями корпуса ГДП

3.3. Вспомогательная полость

D. Hilfskammer

()

E. Auxiliary chamber

Пространство специальных очертаний, предназначенное для уменьшения наполнения рабочей полости при неустановившихся переходных процессах (трогание, разгон, резкое торможение)

3.4. Межлопастной канал

D. Schufelkanal

E. Intervane channel

 Пространство между двумя соседними лопастями венца лопастей

3.5. Наружный тор

D. Schale

E. Shell

Торовая или торообразная поверхность, которая является наружной границей рабочей полости

3.6. Внутренний тор

D. Leitwulst

E. Guide ring (core)

Торовая или торообразная поверхность, которая является внутренней границей рабочей полости

3.7. Меридиональное сечение рабочей полости

Ндп. Круг циркуляции

D. Meridianebene des Kreislaufes

E. Meridional section

Сечение рабочей полости плоскостью, проходящей через ось вращения ГДП    

3.8. Средняя линия тока

D. Mittelstromfaden

E. Centre line of fluid flow

Линия в меридиональном сечении рабочей полости, являющаяся образующей осесимметричной поверхности, делящей рабочую полость на две части с равными объемными подачами (4.30)

3.9. Лопастная система гидродинамической передачи

D. Beschaufelung

E. Blading

Система венцов лопастей всех лопастных колес ГДП  

3.10. Лицевая сторона лопасти лопастного колеса

D. Schaufeldruckseite

Е. Pressure side of blade

Поверхность лопасти, на которой среднее давление рабочей жидкости больше, чем на тыльной стороне лопасти

3.11. Тыльная сторона лопасти лопастного колеса

D. Schaufelsaugseite

Е. Vacuum side of blade

Поверхность лопасти, на которой среднее давление рабочей жидкости меньше, чем на лицевой стороне лопасти

3.12. Входная кромка лопасти лопастного колеса

D. Schaufeleintrittskante

Е. Entrance edge of blade

Кромка лопасти со стороны входа на нее рабочей жидкости

3.13. Выходная кромка лопасти лопастного колеса

D. Schaufelaustrittskante

Е. Exit edge of blade

Кромка лопасти со стороны схода с нее рабочей жидкости

3.14. Средняя линия профиля лопасти лопастного колеса

D. Schaufelprofilmittellinie

Е. Centre line of blade profile

Геометрическое место центров окружностей, вписанных в профиль лопасти

3.15. Средняя поверхность лопасти лопастного колеса

D.

Е. Centre surface of blade

Геометрическое место средних линий бесконечного числа профилей лопасти

3.16. Межвенцовый зазор гидродинамической передачи

D. Schaufelradspalte

Е. Gap between wheels

Расстояние между выходной кромкой лопасти одного венца лопастей и входной кромкой лопасти следующего венца лопастей

3.17. Ширина проходного сечения венца лопастей

D. Schaufelweite

Е. Width of wheel passage way

Расстояние между наружными и внутренними торами в меридиональном сечении рабочей полости по линии, нормальной к линиям тока

3.18. Средний радиус входа венца лопастей

D. Schaufelradeintrittsmittelradius

Е. Average radius of wheel entrance

Расстояние от оси вращения до точки пересечения входной кромки лопасти со средней линией тока

3.19. Средний радиус выхода венца лопастей

D. Schaufelradaustrittsmittelradius

Е. Average radius of wheel exit

Расстояние от оси вращения до точки пересечения выходной кромки лопасти со средней линией тока

3.20. Угол лопасти венца лопастей

D. Schaufelwinkel

Е. Blade (vane) angle

Угол между положительным направлением касательной к средней линии профиля лопасти и отрицательным (или положительным) направлением вектора окружной скорости насосного колеса, проведенного через точку касания.

Примечания:

1. За положительное направление касательной к средней линии профиля лопасти принимается направление движения рабочей жидкости вдоль лопасти.

2. Угол отсчитывается в направлении, при котором его величина не превышает 180°

3.21. Входной угол лопасти венца лопастей

D. Schaufeleintrittswinkel

Е. Entrance blade angle

Угол лопасти на ее входной кромке

3.22. Выходной угол лопасти венца лопастей

D. Schaufelaustrittswinkel

Е. Exit blade angle

Угол лопасти на ее выходной кромке

3.23. Активный диаметр гидродинамической передачи

D. Profildurchmesser

Е. Maximum diameter of flow path

Наибольший диаметр рабочей полости

3.24. Втулочный диаметр гидродинамической передачи

D. Nabendurchmesser

Е. Minimum diameter of flow path

Наименьший диаметр рабочей полости

3.25. Втулочное отношение гидродинамической передачи

D.

E. Ratio of flow path diameters

Отношение втулочного диаметра к активному диаметру


4. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАСЧЕТНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ

4.1. Внешние параметры гидродинамической передачи

D. Aussenwerte

Е. External parameters

Силовые и кинематические параметры входного и выходного звеньев и реактора ГДП.

Примечание. К внешним параметрам ГДП относятся: мощность, крутящий момент, частота вращения, а также производные от них: коэффициент полезного действия, передаточное отношение, коэффициент трансформации и др.

4.2. Внутренние параметры гидродинамической передачи

D. Innenwerte

Е. Internal parameters

Параметры потока рабочей жидкости в рабочей полости ГДП.

Примечание. К внутренним параметрам ГДП относятся: напор, расход, скорость и давление рабочей жидкости, а также потери энергий

4.3. Мощность гидродинамической передачи

D. Leistung

Е. Power

Мощность на входном звене ГДП

4.4. Гидравлическая мощность насосного колеса гидродинамической передачи

D. Pumpenradhydraulikleistung

Е. Hydraulic power of pump wheel

Полная энергия, состоящая из механической энергии и энергии потерь, преобразующейся в тепло, сообщаемая насосным колесом рабочей жидкости в рабочей полости в единицу времени

4.5. Гидравлическая мощность турбинного колеса гидродинамической передачи

D. Turbinenradhydraulikleistung

Е. Hydraulic power of  turbine wheel

Механическая энергия, полученная турбинным колесом от рабочей жидкости в рабочей полости в единицу времени

4.6. Коэффициент мощности гидродинамической передачи

D. Leistungsfaktor

E. Power factor

Отношение мощности насосного колеса к плотности (или удельному весу) рабочей жидкости, кубу угловой скорости (или кубу частоты вращения, 4.18) входного звена и пятой степени активного диаметра ГДП

4.7. Крутящий момент входного звена гидродинамической передачи

D. Eingangslieddrehmoment

Е. Input member torque

-

4.8. Расчетный крутящий момент входного звена гидродинамической передачи

D. Eingangsgliedrechnungsdrenmoment

Е. Design input member torque

Крутящий момент, при котором рассчитываются размеры ГДП

4.9. Гидравлический крутящий момент насосного колеса гидродинамической передачи

D. Pumpenradhydraulikdrehmoment

Е. Hydraulic torque of pump wheel

Крутящий момент, действующий на насосное колесо при взаимодействии с рабочей жидкостью в рабочей полости

4.10. Гидравлический крутящий момент турбинного колеса гидродинамической передачи

D. Turbinenradhydraulikdrehmoment

Е. Hydraulic torque of turbine wheel

Крутящий момент, воспринимаемый турбинным колесом от рабочей жидкости в рабочей полости

4.11. Крутящий момент выходного звена гидродинамической передачи

D. Ausgangsglieddrehmoment

Е. Output member torque

-

4.12. Крутящий момент реактора гидродинамического трансформатора

D. Leitraddrehmoment

Е. Reactor torque

Крутящий момент, равный по величине разности абсолютных значений гидравлических крутящих моментов турбинного и насосного колес ГДТ

4.13. Коэффициент момента входного звена гидродинамической передачи

D. Eingangsgliedleistungsfaktor

Е. Torque factor

Отношение крутящего момента входного звена к плотности (или удельному весу) рабочей жидкости, квадрату угловой скорости (или квадрату частоты вращения, 4.18) входного звена и пятой степени активного диаметра ГДП

4.14. Коэффициент трансформации крутящего момента гидродинамического трансформатора

D.

Е. Torque ratio

Отношение крутящего момента выходного звена к крутящему моменту входного звена ГДТ

4.15. Гидравлический коэффициент трансформации крутящего момента гидродинамического трансформатора

D.

Е. Hydraulic torque ratio

Отношение гидравлического крутящего момента турбинного колеса к гидравлическому крутящему моменту насосного колеса ГДТ

4.16. Коэффициент прозрачности гидродинамического трансформатора

Отношение максимального крутящего момента входного звена ГДТ на тяговом режиме (5.6) к крутящему моменту входного звена ГДТ при режиме работы с коэффициентом трансформации, равным единице и постоянной частоте вращения входного звена (4.18)

4.17. Коэффициент перегрузки гидродинамической муфты

D.

Е. Overloading ratio

Отношение максимального крутящего момента к расчетному крутящему моменту ГДМ

4.18. Частота вращения входного звена гидродинамической передачи

D. Eingangsgliedrotationsfrequenz

Е. Input member rotation frequency

-

4.19. Частота вращения выходного звена гидродинамической передачи

D. Ausgangsgliedrotationsfrequenz

Е. Output member rotation frequency

-

4.20. Передаточное отношение гидродинамической передачи

D.

Е. Speed ratio

Отношение частоты вращения выходного звена к частоте вращения входного звена ГДП

4.21. Расчетное передаточное отношение гидродинамической передачи

D.  

Е. Design speed ratio

Передаточное отношение, при котором рассчитываются размеры ГДП

4.22. Оптимальное передаточное отношение гидродинамического трансформатора

D.

Е. Optimum speed ratio

Передаточное отношение на режиме максимального к.п.д. ГДТ

4.23. Скольжение гидродинамической муфты

D. Schaupf der hydrodynamischen Kupplung

E. Fluid coupling slip

Разность частот вращения входного и выходного звеньев, отнесенная к частоте вращения входного звена ГДМ

4.24. Расчетное скольжение гидродинамической муфты

D. Rechnungsschlupf der hydrodynamischen

E. Fluid coupling design slip

Скольжение, при котором рассчитываются размеры ГДМ

4.25. Диапазон регулирования гидродинамической передачи

D. Regelungsbereich

E. Range of regulation

Пределы изменения передаточного отношения при заданной нагрузке или крутящего момента при заданном передаточном отношении

4.26. Теоретический напор насосного колеса гидродинамической передачи

Ндп. Полный напор насосного колеса

D. Theoretische

Е. Theoretical head of pump wheel

Приращение энергии одной весовой единицы рабочей жидкости в насосном колесе, преобразующееся в приращение механической энергии и в тепловую энергию гидравлических потерь насосного колеса (4.36)

4.27. Действительный напор насосного колеса гидродинамической передачи

D. Effektive

Е. Effective head of pump wheel

Приращение механической энергии одной весовой единицы рабочей жидкости в насосном колесе

4.28. Теоретический напор турбинного колеса гидродинамической передачи

D. Theoretische

Е. Theoretical head of turbine wheel

Уменьшение энергии одной весовой единицы рабочей жидкости в турбинном колесе, преобразующееся в механическую энергию вращения турбинного колеса

4.29. Действительный напор турбинного колеса гидродинамической передачи

Ндп. Полный напор турбинного колеса

D. Effektive

Е. Effective head of turbine wheel

Уменьшение энергии одной весовой единицы рабочей жидкости в турбинном колесе, преобразующееся в механическую энергию вращения турбинного колеса и в тепловую энергию гидравлических потерь турбинного колеса (4.36)

4.30. Объемная подача рабочей жидкости в венце лопастей лопастного колеса гидродинамической передачи

D. Durchflussmenge im Schaufelrad

Е. Volume flow rate of working fluid

Объем рабочей жидкости, перемещаемой в единицу времени через венец лопастей лопастного колеса

4.31. Объемная подача питания рабочей жидкости гидродинамической передачи

D. Umlaufdurchflussmenge

Е. Volume supply of working fluid

Объем рабочей жидкости, подводимой в единицу времени из системы питания в ГДП.

Примечание. Под системой питания понимается совокупность устройств для заполнения, слива и регулирования гидродинамической передачи, а также для поддержания заданного давления питания и охлаждения рабочей жидкости

4.32. Степень наполнения гидродинамической передачи

D.

Е. Degree of filling

Отношение объема рабочей жидкости в ГДП к суммарному объему ее полостей

4.33. Степень наполнения рабочей полости гидродинамической передачи

D.

Е. Degree of filling of working circuit

Отношение объема рабочей жидкости в рабочей полости ГДП к объему рабочей полости

4.34. Осевая сила лопастного колеса гидродинамической передачи

D. Axialkraft des Schaufelrades

Е. Axial force of blade wheel

Результирующая сила от разности давления на поверхностях лопастного колеса

4.35. Потери энергии в гидродинамической передаче

D. Energieverluste

Е. Power losses

Часть механической энергии, затрачиваемая на преодоление сопротивлений в ГДП и переходящая в тепловую энергию

4.36. Гидравлические потери

D. Hydraulische Verluste

Е. Hydraulic losses

Потери энергии в рабочей полости ГДП, обусловленные вязкостью рабочей жидкости и условиями ее течения.

Примечание. Гидравлические потери состоят из профильных и концевых потерь (рассчитываются по теории пограничного слоя) или из потерь трения и ударных потерь (рассчитываются по струйной теории)

4.37. Профильные потери

D. Profilverluste

E. Profile losses

Гидравлические потери энергии, обусловленные обтеканием профилей лопастей

4.38. Кромочные потери

D. Kantenverluste

E. Enge losses

Часть профильных потерь энергии, обусловленных толщиной выходных кромок лопастей

4.39. Концевые потери

D. Endverluste

E. End losses

Гидравлические потери энергии, связанные с конечной величиной ширины проходного сечения венца лопастей

4.40. Потери трения

D. Reibungsverluste

E. Frictional losses

Гидравлические потери от трения частиц жидкости между собой о поверхности каналов венцов лопастей и другие поверхности рабочей полости ГДП

4.41. Потери на удар

D. Stossverluste

E. Shock losses

Гидравлические потери энергии на вихреобразование при отрыве потока жидкости от лопастей при отклонениях направления потока от направления его при режиме безударного входа на венец лопастей (5.23)

4.42. Механические потери

D. Mechanische Verluste

E. Mechanical losses

Потери энергии на трение в опорах и уплотнениях, дисковые потери (4.43) и вентиляционные потери (4.44)

4.43. Дисковые потери

D. Schalenverluste

E. Disc friction losses

Механические потери энергии от трения внешних поверхностей лопастных колес о рабочую жидкость

4.44. Вентиляционные потери

D. Ventilationsverluste

E. Ventilation losses

Механические потери от трения внешних поверхностей вращающегося корпуса ГДП о воздух

4.45. Объемные потери

D. Volumetrische Verluste

E. Volume losses

Потери энергии от перетекания рабочей жидкости по зазорам из зон высокого давления в зоны низкого давления или от утечек через уплотнения

4.46. Полный к.п.д. гидродинамической передачи

D. Gesamtwirkungsgrad

E. Total efficiency

Отношение мощности на выходном звене к мощности на входном звене

4.47. Гидравлический к.п.д. гидродинамической передачи

D. Hydraulischer Wirkungsgrad

E. Hydraulic efficiency

К.п.д., учитывающий гидравлические потери энергии

4.48. Механический к.п.д. гидродинамической передачи

D. Mechanischer Wirkungsgrad

E. Mechnical efficiency

К.п.д., учитывающий механические потери энергии

4.49. Объемный к.п.д. гидродинамической передачи

D. Volumetrischer Wirkungsgrad

Е. Volumetric efficiency

К.п.д., учитывающий объемные потери энергии

4.50. К.п.д. рабочей полости гидродинамической передачи

D. Kreislaufwirkungsgrad

Е. Efficiency of working circuit

К.п.д., учитывающий гидравлические и объемные потери энергии

5. СВОЙСТВА ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ, РЕЖИМЫ РАБОТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

5.1. Нагружающее свойство гидродинамической передачи

D. Belastungseigenschaft

Е. Loading property

Свойство ГДП нагружать приводящий двигатель

5.2. Преобразующее свойство гидродинамической передачи

D. Umwandlungseigenschaft

Е. Converting property

Свойство ГДП преобразовывать значение крутящего момента

5.3. Предохранительное свойство гидродинамической передачи

D. Sicherheitseigenschaft

Е. Protecting property

Свойство ГДП ограничивать крутящие моменты на входном и выходном звеньях

5.4. Демпфирующее свойство гидродинамической передачи

D.

Е. Damping property

Свойство ГДП гасить крутильные колебания, возникающие на одном из валов

5.5. Прозрачность гидродинамической передачи

Свойство ГДП изменять крутящий момент на входном звене при изменении крутящего момента на выходном звене

5.6. Тяговый режим гидродинамической передачи

D. Zugkraftbetrieb

Е. Traction condition

Режим работы ГДП, при котором мощность передается через ГДП от входного к выходному звену

5.7. Тормозной режим гидродинамической передачи

D. Bremsbetrieb

Е. Braking condition

Режим работы ГДП, при котором мощность подводится к ГДП как со стороны входного, так и со стороны выходного звеньев, или со стороны одного из звеньев при остановленном втором звене

5.8. Режим противовращения гидродинамической передачи

D. Gegenlaufbetrieb

Е. Negative speed rative condition

Тормозной режим, при котором входные и выходные звенья вращаются в разные стороны или в одну сторону для ГДТ обратного хода

5.9. Обгонный режим гидродинамической передачи

D.

Е. Оverrunning condition

Тормозной режим работы ГДП, при котором на выходном звене знак крутящего момента противоположен, а направление его вращения соответствует тяговому режиму работы

5.10. Обратимый режим гидродинамической работы

D. Umkehrbetrieb

Е. Backward condition

Режим работы ГДП, при котором мощность передается от ее выходного звена к входному звену

5.11. Установившийся режим гидродинамической передачи

D.

Е. Steady-state condition

Режим работы ГДП при постоянных во времени частотах вращения и крутящих моментах входного и выходного звеньев

5.12. Переходный режим гидродинамической передачи

D.

Е. Transient-state condition

Режим работы ГДП при изменяющихся во времени частотах вращения и крутящих моментах выходного или входного и выходного звеньев

5.13. Неустановившийся режим гидродинамической передачи

D.

Е. Instability condition

Режим работы ГДП с периодическими изменениями частот вращения и крутящих моментов ее входного и выходного звеньев

5.14. Зона неустойчивых режимов гидродинамической передачи

D.

Е. Zone of instability condition

Область внешних характеристик ГДП (5.26) с неустойчивыми режимами работы

5.15. Кавитационный режим гидродинамической передачи

D. Kavitationsbetrieb

Е. Cavitation condition

Режим работы ГДП с явлениями кавитации в рабочей полости

5.16. Пусковой режим гидродинамической передачи

D. Anfahrbetrieb

Е. Starting condition

Переходный режим работы ГДП с момента начала вращения входного звена до момента достижения установившейся частоты вращения выходного звена

5.17. Режим включения гидродинамической передачи

D. Kopplungsbetrieb

Е. Clutching condition

Первая фаза пускового режима машины с ГДП от момента начала вращения входного звена до момента начала вращения выходного звена

5.18 Разгонный режим гидродинамической передачи

D. Beschleunigungsbetrieb

Е. Acceleration condition

Вторая фаза пускового режима машины с ГДП от момента начала вращения выходного звена ГДП до момента достижения установившейся частоты вращения выходного звена ГДП

5.19. Остановочный режим гидродинамической передачи

D. Stoppbetrieb

Е. Declaration condition

Переходный режим работы ГДП с замедлением от установившейся частоты вращения до остановки ее выходного звена

5.20. Режим реверса гидродинамической передачи

D. Reversierbetrieb

Е. Reversing condition

Переходный режим работы ГДП при изменении направления вращения ее выходного звена без изменения или с изменением направления вращения входного звена

5.21. Оптимальный режим гидродинамического трансформатора

D. Optimalbetrieb

Е. Optimum condition

Установившийся режим работы ГДТ с максимальной величиной к.п.д.

5.22. Расчетный режим гидродинамической передачи

D. Rechnungsbetrieb

Е. Design condition

Установившийся режим работы ГДП при расчетных передаточном отношении и крутящих моментах

5.23. Режим безударного входа в венец лопастей гидродинамической передачи

D. Betrieb mit stossfreiem Eintritt in Schaufelradgitter

E. Shockless entrance condition

Режим работы ГДП при условиях входа потока жидкости в венец лопастей с углом атаки, равным нулю.

Примечание. Под углом атаки понимается угол между направлением скорости потока жидкости и касательной к средней линии профиля на входной кромке лопасти

5.24. Стоповый режим гидродинамической передачи

D. Festbremsenbetrieb

E. Stale condition

Режим работы ГДП при остановленном  выходном звене

5.25. Внутренняя характеристика гидродинамической передачи

D. Innenkennlinie

E. Internal characteristic

Зависимости между внутренними параметрами потока жидкости в рабочей полости ГДП

5.26. Внешняя характеристика гидродинамической передачи

D. Aussenkennlinie

Е. External characteristic

Зависимости внешних параметров от передаточного отношения ГДП при постоянных вязкости и плотности рабочей жидкости, частоте вращения или крутящем моменте входного звена

5.27. Тяговая характеристика гидродинамической передачи

D. Zugkraftkennlinie

Е. Traction characteristic

Внешняя характеристика ГДП на тяговых режимах работы

5.28. Полная внешняя характеристика гидродинамической передачи

D. Gesamtaussenkennlinie

Е. Total external characteristic

Внешняя характеристика ГДП на тяговом, тормозном и обратимом режимах работы

5.29. Универсальная внешняя характеристика гидродинамической передачи

D. Universalaussenkennlinie

Е. Universal external characteristic

Совокупность внешних характеристик ГДП при различных частотах вращения входного звена

5.30. Приведенная характеристика гидродинамической передачи

D. Reduzierkennlinie

Е. Reduced characteristic

Зависимости коэффициента момента входного звена, коэффициента трансформации момента, полного к.п.д. от передаточного отношения при постоянных вязкости и плотности рабочей жидкости, частоте вращения или крутящем моменте входного звена

5.31. Относительная внешняя характеристика гидродинамической передачи

D. Relativaussenkennlinie

Е. Relative external characteristic

Зависимости относительных крутящих моментов от передаточного отношения.

Примечание. Под относительным крутящим моментом понимается отношение текущего крутящего момента к моменту на расчетном режиме

5.32. Прозрачная внешняя характеристика гидродинамической передачи

Внешняя характеристика ГДП, при которой с изменением крутящего момента на выходном звене изменяется крутящий момент на входном звене

5.33. Непрозрачная внешняя характеристика гидродинамической передачи

Внешняя характеристика ГДП, при которой с изменением крутящего момента на выходном звене крутящий момент на входном звене остается постоянным

5.34. Внешняя характеристика с прямой прозрачностью гидродинамической передачи

Прозрачная внешняя характеристика ГДП, у которой при увеличении крутящего момента на выходном звене увеличивается крутящий момент на входном звене

5.35. Внешняя характеристика с обратной прозрачностью гидродинамической передачи

Прозрачная внешняя характеристика ГДП, у которой при увеличении крутящего момента на выходном звене уменьшается крутящий момент на входном звене

5.36. Статическая внешняя характеристика гидродинамической передачи

D. Statische Aussenkennlinie

Е. Static external characteristic

Внешняя характеристика ГДП при установившемся режиме работы

5.37. Динамическая внешняя характеристика гидродинамической передачи

D. Dynamische Aussenkennlinie

E. Dynamic external characteristic

Внешняя характеристика ГДП на переходном режиме работы при определенном угловом ускорении выходного звена ГДП

5.38. Эталонная внешняя характеристика гидродинамической передачи

D. Normalaussenkennlinie

Е. Standard external characteristic

Внешняя характеристика ГДП при ее работе на эталонной жидкости

5.39. Характеристика осевых сил лопастного колеса гидродинамической передачи

D. Axialkraftkennlinie des Schaufelrades

Е. Axial force characteristic of blade wheel

Зависимость осевых сил лопастного колеса от передаточного отношения при постоянных вязкости и плотности рабочей жидкости, частоте вращения или крутящем моменте входного звена


6. ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ МУФТЫ

6.1. Ограничивающая гидродинамическая муфта

D. Begrenzungskupplung

Е. Load limiting fluid coupling

ГДМ, предназначенная для ограничения величины передаваемого крутящего момента

6.2. Предохранительная гидродинамическая муфта

D. Sicherheitskupplung

E. Protecting fluid coupling

Ограничивающая ГДМ, предназначенная для защиты приводящего двигателя на установившихся режимах работы от внезапных перегрузок

6.3. Пусковая гидродинамическая муфта

D. Anfahrkupplung

Е. Starting fluid coupling

Ограничивающая ГДМ, предназначенная для защиты приводящего двигателя от перегрузок в процессе пуска машин с большими моментами инерции вращающихся частей

6.4. Пускотормозная гидродинамическая муфта

D. Anfahrbremskupplung

Е. Starting-braking fluid coupling

Реверсируемая ограничивающая ГДМ, предназначенная для пуска и торможения

6.5. Проточная гидродинамическая муфта

D. Durchflusskupplung

Е. Fluid coupling with circulation

ГДМ, во внутренних полостях которой происходит проток рабочей жидкости за счет внешней системы питания с целью охлаждения ее или регулирования частоты вращения выходного звена

6.6. Непроточная гидродинамическая муфта

D. Undurchflusskupplung

Е. Fluid coupling without circulation

ГДМ, во внутренних полостях которой находится несменяемое в процессе работы количество рабочей жидкости

6.7. Регулируемая изменением наполнения гидродинамическая муфта

D. Regelbare Kupplung mit

E. Fluid coupling adjustable by variable filling

Регулируемая ГДМ, у которой регулирование частоты вращения выходного звена достигается изменением наполнения ГДМ за счет системы питания ГДМ

6.8. Регулируемая изменением формы рабочей полости гидродинамическая муфта

D. Regelbare Kupplung mit Kreislauf

E. Fluid coupling adjusttable by variable configuration of working space

Регулируемая ГДМ, у которой регулирование частоты вращения выходного звена достигается изменением формы рабочей полости (шибер, поворотные лопатки и др.)

6.9. Однополостная гидродинамическая муфта

D. Einkreislaufkupplung

E. Single-space fluid coupling

ГДМ с одной рабочей полостью

6.10. Двухполостная гидродинамическая муфта

D. Zweikreislaufkupplung

E. Two-space fluid coupling

ГДМ с двумя рабочими полостями

6.11. Параллельно-двухполостная гидродинамическая муфта

D. Parallelzweikreislaufkupplung

E. Parallel two-space fluid coupling

Двухполостная ГДМ с двумя параллельно работающими лопастными системами (с двумя параллельными потоками мощности)

6.12. Последовательно-двухполостная гидродинамическая муфта

D. Serienzweikreislaufkupplung

Е. Series two-space fluid coupling

Двухполостная ГДМ с двумя последовательно работающими лопастными системами (без разветвления мощности)

6.13. Безопорная гидродинамическая муфта

D. Kupplung ohne

E. Fluid coupling without support

ГДМ, не имеющая собственных опор и крепящаяся на валу приводящего двигателя или на валах трансмиссии

6.14. Одноопорная гидродинамическая муфта

D. Kupplung mit einer

E. Single-support fluid coupling

ГДМ, у которой одно из звеньев крепится на собственной опоре, а второе - на приводящем двигателе или на валу трансмиссии

6.15. Двухопорная гидродинамическая муфта

D. Kupplung mit zwei

E. Two-support fluid coupling

ГДМ, у которой оба вращающихся звена крепятся на своих опорах


7. ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАТОРЫ

7.1. Гидродинамический трансформатор прямого хода

D. Gleichlaufdrehmomentwandler

Е. Direct running torque converter

ГДТ, у которого на тяговых режимах работы входное и выходное звенья вращаются в одном направлении

7.2. Гидродинамический трансформатор обратного хода

D. Gegenlaufdrehmomentwandler

E. Backward running torque converter

ГДТ, у которого на тяговых режимах работы выходное звено вращается в направлении, обратном направлению вращения входного звена

7.3. Реверсирующий гидродинамический трансформатор

D. Reversierbarer Drehmomentwandler

E. Reversible torque converter

ГДТ, позволяющий осуществлять реверс выходного звена без реверса входного звена

7.4. Гидродинамический трансформатор-мультипликатор

D.

E. Torque converter-speeder

ГДТ, у которого на расчетном режиме частота вращения выходного звена больше частоты вращения входного звена

7.5. Комплексный гидродинамический трансформатор

D. Komplexdrehmomentwandler

E. Torque converter-coupling

ГДТ, который на некоторых передаточных отношениях может работать как ГДМ

7.6. Гидродинамический трансформатор с прозрачной характеристикой

ГДТ, у которого изменяется крутящий момент входного звена при изменении момента на выходном звене

7.7. Гидродинамический трансформатор с непрозрачной характеристикой

ГДТ, у которого крутящий момент входного звена не изменяется при изменении момента на выходном звене

7.8. Гидродинамический трансформатор с прямой прозрачностью

ГДТ с прозрачной характеристикой, у которого крутящий момент входного звена увеличивается при увеличении момента на выходном звене

7.9. Гидродинамический трансформатор с обратной прозрачностью

ГДТ с прозрачной характеристикой, у которого крутящий момент входного звена уменьшается с увеличением момента на выходном звене

7.10. -насосный гидродинамический трансформатор

D. Drehmomentwandler mit

Е. m-pump torque converter

ГДТ с -насосными колесами

7.11. -турбинный гидродинамический трансформатор

D. Drehmomentwandler mit

E. n-turbine torque converter

ГДТ с -турбинными колесами

7.12. -реакторный гидродинамический трансформатор

D. Drehmomentwandler mit

E. l-reactor torque converter

ГДТ с -реакторами

7.13. Одноступенчатый гидродинамический трансформатор

D. Einstufiger Drehmomentwandler

E. Single-stage torque converter

ГДТ с одноступенчатым турбинным колесом

7.14. Многоступенчатый гидродинамический трансформатор

D. Mehrstufiger Drehmomentwandler

E. Multi-stage torque converter

ГДТ с многоступенчатым турбинным колесом