Термин | Определение |
| |
1.1. Гидродинамическая передача ГПД Ндп. Турбопередача D. Hydrodynamisches Getriebe Е. Hydrodynamic transmission F. Transmission hydrodynsmique | Гидравлическая передача, состоящая из лопастных колес (2.1) с общей рабочей полостью (3.1), в которой крутящий момент передается за счет изменения момента количества движения рабочей жидкости (1.7) |
1.2. Регулируемая гидродинамическая передача D. Regelbares hydrodynamisches Getriebe E. Adjustable hydrodynamic transmission F. Transmission hydrodynamique | ГДП, имеющая органы управления для изменения ее внешних характеристик (5.26) |
1.3. Реверсируемая гидродинамическая передача D. Reversierbares hydrodynamisches Getriebe E. Reversible hydrodynamic transmission F. Transmission hydrodynamique | ГДП, предназначенная для работы при прямом и обратном вращении входного звена (2.21) |
1.4. Блокируемая гидродинамическая передача D. Hydrodynamisches Getriebe mit Blockierung E. Hydrodynamic transmission with locking F. Transmission hydrodynamique avec blocade | ГДП, у которой на заданном режиме работы блокируются насосное и турбинное колеса |
1.5. Гидродинамический трансформатор ГДТ Гидротрансформатор Ндп. Турботрансформатор D. Hydrodynamisches Drehmomentwandler Е. Hydrodynamic torque converter F. Convertisseur de couple hydrodynamique | ГДП, преобразующая передаваемый крутящий момент. Примечание. Передаваемый крутящий момент преобразуется по величине, а иногда и по знаку |
1.6. Гидродинамическая муфта ГДМ Гидромуфта Ндп. Турбомуфта D. Hydrodynamische Kupplung Е. Fluid coupling F. Coupleur hydrodynamique | ГПД, не преобразующая крутящий момент |
1.7. Рабочая жидкость гидродинамической передачи D. E. Working fluid F. Fluide hydraulique | Жидкость, посредством которой происходит передача крутящего момента между входным и выходным звеньями |
1.8. Эталонная жидкость гидродинамической передачи D. E. Standard working fluid F. Fluide hydraulique normal | Рабочая жидкость, на которой проводятся испытания с целью получения однотипных сравнительных характеристик |
| |
2.1. Лопастное колесо гидродинамической передачи Ндп. Рабочее колесо D. Schaufelrad Е. Blade wheel F. Roue aubes | Колесо с одним или несколькими венцами лопастей. Примечание. Венец лопастей понимается как ряд расположенных по окружности лопастей |
2.2. Центробежное колесо гидродинамической передачи D. Zentrifugalrad E. Centrifugal wheel F. Roue centrifugal | Лопастное колесо ГДП, в котором рабочая жидкость перемещается от центра к периферии |
2.3. Центростремительное колесо гидродинамической передачи D. Zentripetalrad E. Centripetal wheel F. Roue centripete | Лопастное колесо ГДП, в котором рабочая жидкость перемещается от периферии к центру |
2.4. Осевое колесо гидродинамической передачи D. Axialrad E. Axial wheel F. Roue axiale | Лопастное колесо ГДП, в котором рабочая жидкость перемещается вдоль его оси |
2.5. Насосное колесо гидродинамической передачи D. Pumpenrad E. Impeller (pump wheel) F. Impulseur (roue d'impulseur) | Лопастное колесо ГДП, в котором происходит увеличение момента количества движения рабочей жидкости за счет энергии, подводимой к входному звену ГДП |
2.6. Турбинное колесо гидродинамической передачи D. Turbinenrad E. Turbine (turbine wheel) F. Turbine (roue de turbine) | Лопастное колесо ГДП, в котором происходит уменьшение момента количества движения рабочей жидкости и преобразование ее энергии в механическую энергию вращения выходного звена |
2.7. Реактор гидродинамического трансформатора Ндп. Направляющий аппарат D. Leitrad Е. Reactor F. | Неподвижное лопастное колесо ГДТ, в котором происходит изменение момента количества движения рабочей жидкости, обеспечивающее преобразование крутящего момента выходного звена |
2.8. Одноступенчатое лопастное колесо гидродинамической передачи D. Einstufiger Schaufelrad Е. Single-stage blade wheel F. Roue | Лопастное колесо ГДП, состоящее из одного или нескольких венцов лопастей, между которыми нет венцов лопастей лопастных колес другого вида |
2.9. Многоступенчатое лопастное колесо гидродинамической передачи | Лопастное колесо ГДП с двумя или более венцами лопастей, между которыми находятся венцы лопастей лопастных колес другого вида |
2.10. Лопасть D. Schaufel Е. Blade (vane) F. Aube | Часть лопастного колеса ГДП, непосредственно изменяющая момент количества движения рабочей жидкости |
2.11. Поворотная лопасть D. Schwenkschaufel E. Rotating (turning) blade F. Aube tournante | Лопасть или часть лопасти лопастного колеса ГДП, которая допускает поворот относительно колеса |
2.12. Лопасть постоянной толщины D. Schaufel unveranderlicher E. Constantthickness blade F. Aube | Лопасть лопастного колеса ГДП с эквидистантными поверхностями лицевой (3.10) и тыльной сторон (3.11) |
2.13. Пространственная лопасть D. Raumschaufel E. Space blade F. Aube spatiale | Лопасть лопастного колеса ГДП с пространственной средней поверхностью (3.15) |
2.14. Цилиндрическая лопасть D. Zylinderschaufel E. Cylindrical blade F. Aube cylindrique | Лопасть лопастного колеса ГДП с цилиндрической средней поверхностью |
2.15. Плоская лопасть D. Flachschaufel E. Flat blade F. Aube plane | Лопасть лопастного колеса ГДП с плоской средней поверхностью |
2.16. Радиальная лопасть D. Radialschaufel E. Radial blade F. Aube radiale | Плоская лопасть со средней поверхностью, проходящей через ось вращения ГДП |
2.17. Наклоненная назад лопасть D. Schaufel mit nach hinten E. Backward inclined blade F. Aube en arrcere | Плоская лопасть ГДМ, у которой кромка входа и выхода потока находится сзади линии соединения лопасти с наружным тором (3.5) (по направлению вращения) |
2.18. Наклоненная вперед лопасть D. Schaufel mit nach vorn E. Forward inclined blade F. Aube en avant | Плоская лопасть ГДМ, у которой кромка входа и выхода потока находится впереди линии соединения лопасти с наружным тором (по направлению вращения) |
2.19. Порог гидродинамической муфты D. Schwelle E. Step (baffle) F. Senil | Устройство, частично перекрывающее межлопастные каналы ГДМ для ограничения величины передаваемого крутящего момента |
2.20. Корпус гидродинамической передачи D. Schale E. Casing F. Carter | Деталь или группа деталей ГДП, внутри которых расположены лопастные колеса |
2.21. Входное звено гидродинамической передачи Ндп. Ведущее звено D. Eingangsglied Е. Input member F. Membre | Часть ГДП, через которую мощность подводится к насосному колесу |
2.22. Выходное звено гидродинамической передачи Ндп. Ведомое звено D. Ausgangsglied Е. Output member F. Membre de sortie | Часть ГДП, через которую мощность отводится от турбинного колеса |
2.23. Входной вал гидродинамической передачи D. Eingangswelle E. Input shaft F. Arbre | Вал входного звена ГДП |
2.24. Выходной вал гидродинамической передачи D. Ausgangswelle E. Output shaft F. Arbre de sortie | Вал выходного звена ГДП |
2.25. Черпаковая трубка гидродинамической муфты D. E. Scoop tube F. Tube | Трубка, работающая по принципу черпакового насоса, предназначенная для отвода и подвода рабочей жидкости в ГДМ |
2.26. Поворотная черпаковая трубка гидродинамической муфты D. Е. Turning scoop tube F. Tube tournant | - |
2.27. Скользящая черпаковая трубка гидродинамической муфты D. Е. Sliding scoop tube F. Tube glissant | Черпаковая трубка, перемещающаяся вдоль своей оси |
2.28. Двухсторонняя черпаковая трубка гидродинамической муфты D. Zweiseitiges Е. Double-sided scoop tube F. Tube | Черпаковая трубка с двухсторонним входом, работающая при любом направлении вращения ГДМ. |
| |
3.1. Рабочая полость D. Kreislauf E. Working space (circuit) | Пространство, ограниченное поверхностями межлопастных каналов (3.4) лопастных колес и другими поверхностями, направляющими движение рабочей жидкости между венцами лопастей |
3.2. Дополнительная полость D. E. Complementary chamber | Пространство, ограниченное внешними поверхностями колес и поверхностями корпуса ГДП |
3.3. Вспомогательная полость D. Hilfskammer () E. Auxiliary chamber | Пространство специальных очертаний, предназначенное для уменьшения наполнения рабочей полости при неустановившихся переходных процессах (трогание, разгон, резкое торможение) |
3.4. Межлопастной канал D. Schufelkanal E. Intervane channel | Пространство между двумя соседними лопастями венца лопастей |
3.5. Наружный тор D. Schale E. Shell | Торовая или торообразная поверхность, которая является наружной границей рабочей полости |
3.6. Внутренний тор D. Leitwulst E. Guide ring (core) | Торовая или торообразная поверхность, которая является внутренней границей рабочей полости |
3.7. Меридиональное сечение рабочей полости Ндп. Круг циркуляции D. Meridianebene des Kreislaufes E. Meridional section | Сечение рабочей полости плоскостью, проходящей через ось вращения ГДП |
3.8. Средняя линия тока D. Mittelstromfaden E. Centre line of fluid flow | Линия в меридиональном сечении рабочей полости, являющаяся образующей осесимметричной поверхности, делящей рабочую полость на две части с равными объемными подачами (4.30) |
3.9. Лопастная система гидродинамической передачи D. Beschaufelung E. Blading | Система венцов лопастей всех лопастных колес ГДП |
3.10. Лицевая сторона лопасти лопастного колеса D. Schaufeldruckseite Е. Pressure side of blade | Поверхность лопасти, на которой среднее давление рабочей жидкости больше, чем на тыльной стороне лопасти |
3.11. Тыльная сторона лопасти лопастного колеса D. Schaufelsaugseite Е. Vacuum side of blade | Поверхность лопасти, на которой среднее давление рабочей жидкости меньше, чем на лицевой стороне лопасти |
3.12. Входная кромка лопасти лопастного колеса D. Schaufeleintrittskante Е. Entrance edge of blade | Кромка лопасти со стороны входа на нее рабочей жидкости |
3.13. Выходная кромка лопасти лопастного колеса D. Schaufelaustrittskante Е. Exit edge of blade | Кромка лопасти со стороны схода с нее рабочей жидкости |
3.14. Средняя линия профиля лопасти лопастного колеса D. Schaufelprofilmittellinie Е. Centre line of blade profile | Геометрическое место центров окружностей, вписанных в профиль лопасти |
3.15. Средняя поверхность лопасти лопастного колеса D. Е. Centre surface of blade | Геометрическое место средних линий бесконечного числа профилей лопасти |
3.16. Межвенцовый зазор гидродинамической передачи D. Schaufelradspalte Е. Gap between wheels | Расстояние между выходной кромкой лопасти одного венца лопастей и входной кромкой лопасти следующего венца лопастей |
3.17. Ширина проходного сечения венца лопастей D. Schaufelweite Е. Width of wheel passage way | Расстояние между наружными и внутренними торами в меридиональном сечении рабочей полости по линии, нормальной к линиям тока |
3.18. Средний радиус входа венца лопастей D. Schaufelradeintrittsmittelradius Е. Average radius of wheel entrance | Расстояние от оси вращения до точки пересечения входной кромки лопасти со средней линией тока |
3.19. Средний радиус выхода венца лопастей D. Schaufelradaustrittsmittelradius Е. Average radius of wheel exit | Расстояние от оси вращения до точки пересечения выходной кромки лопасти со средней линией тока |
3.20. Угол лопасти венца лопастей D. Schaufelwinkel Е. Blade (vane) angle | Угол между положительным направлением касательной к средней линии профиля лопасти и отрицательным (или положительным) направлением вектора окружной скорости насосного колеса, проведенного через точку касания. Примечания: 1. За положительное направление касательной к средней линии профиля лопасти принимается направление движения рабочей жидкости вдоль лопасти. 2. Угол отсчитывается в направлении, при котором его величина не превышает 180° |
3.21. Входной угол лопасти венца лопастей D. Schaufeleintrittswinkel Е. Entrance blade angle | Угол лопасти на ее входной кромке |
3.22. Выходной угол лопасти венца лопастей D. Schaufelaustrittswinkel Е. Exit blade angle | Угол лопасти на ее выходной кромке |
3.23. Активный диаметр гидродинамической передачи D. Profildurchmesser Е. Maximum diameter of flow path | Наибольший диаметр рабочей полости |
3.24. Втулочный диаметр гидродинамической передачи D. Nabendurchmesser Е. Minimum diameter of flow path | Наименьший диаметр рабочей полости |
3.25. Втулочное отношение гидродинамической передачи D. E. Ratio of flow path diameters | Отношение втулочного диаметра к активному диаметру |
| |
4.1. Внешние параметры гидродинамической передачи D. Aussenwerte Е. External parameters | Силовые и кинематические параметры входного и выходного звеньев и реактора ГДП. Примечание. К внешним параметрам ГДП относятся: мощность, крутящий момент, частота вращения, а также производные от них: коэффициент полезного действия, передаточное отношение, коэффициент трансформации и др. |
4.2. Внутренние параметры гидродинамической передачи D. Innenwerte Е. Internal parameters | Параметры потока рабочей жидкости в рабочей полости ГДП. Примечание. К внутренним параметрам ГДП относятся: напор, расход, скорость и давление рабочей жидкости, а также потери энергий |
4.3. Мощность гидродинамической передачи D. Leistung Е. Power | Мощность на входном звене ГДП |
4.4. Гидравлическая мощность насосного колеса гидродинамической передачи D. Pumpenradhydraulikleistung Е. Hydraulic power of pump wheel | Полная энергия, состоящая из механической энергии и энергии потерь, преобразующейся в тепло, сообщаемая насосным колесом рабочей жидкости в рабочей полости в единицу времени |
4.5. Гидравлическая мощность турбинного колеса гидродинамической передачи D. Turbinenradhydraulikleistung Е. Hydraulic power of turbine wheel | Механическая энергия, полученная турбинным колесом от рабочей жидкости в рабочей полости в единицу времени |
4.6. Коэффициент мощности гидродинамической передачи D. Leistungsfaktor E. Power factor | Отношение мощности насосного колеса к плотности (или удельному весу) рабочей жидкости, кубу угловой скорости (или кубу частоты вращения, 4.18) входного звена и пятой степени активного диаметра ГДП |
4.7. Крутящий момент входного звена гидродинамической передачи D. Eingangslieddrehmoment Е. Input member torque | - |
4.8. Расчетный крутящий момент входного звена гидродинамической передачи D. Eingangsgliedrechnungsdrenmoment Е. Design input member torque | Крутящий момент, при котором рассчитываются размеры ГДП |
4.9. Гидравлический крутящий момент насосного колеса гидродинамической передачи D. Pumpenradhydraulikdrehmoment Е. Hydraulic torque of pump wheel | Крутящий момент, действующий на насосное колесо при взаимодействии с рабочей жидкостью в рабочей полости |
4.10. Гидравлический крутящий момент турбинного колеса гидродинамической передачи D. Turbinenradhydraulikdrehmoment Е. Hydraulic torque of turbine wheel | Крутящий момент, воспринимаемый турбинным колесом от рабочей жидкости в рабочей полости |
4.11. Крутящий момент выходного звена гидродинамической передачи D. Ausgangsglieddrehmoment Е. Output member torque | - |
4.12. Крутящий момент реактора гидродинамического трансформатора D. Leitraddrehmoment Е. Reactor torque | Крутящий момент, равный по величине разности абсолютных значений гидравлических крутящих моментов турбинного и насосного колес ГДТ |
4.13. Коэффициент момента входного звена гидродинамической передачи D. Eingangsgliedleistungsfaktor Е. Torque factor | Отношение крутящего момента входного звена к плотности (или удельному весу) рабочей жидкости, квадрату угловой скорости (или квадрату частоты вращения, 4.18) входного звена и пятой степени активного диаметра ГДП |
4.14. Коэффициент трансформации крутящего момента гидродинамического трансформатора D. Е. Torque ratio | Отношение крутящего момента выходного звена к крутящему моменту входного звена ГДТ |
4.15. Гидравлический коэффициент трансформации крутящего момента гидродинамического трансформатора D. Е. Hydraulic torque ratio | Отношение гидравлического крутящего момента турбинного колеса к гидравлическому крутящему моменту насосного колеса ГДТ |
4.16. Коэффициент прозрачности гидродинамического трансформатора | Отношение максимального крутящего момента входного звена ГДТ на тяговом режиме (5.6) к крутящему моменту входного звена ГДТ при режиме работы с коэффициентом трансформации, равным единице и постоянной частоте вращения входного звена (4.18) |
4.17. Коэффициент перегрузки гидродинамической муфты D. Е. Overloading ratio | Отношение максимального крутящего момента к расчетному крутящему моменту ГДМ |
4.18. Частота вращения входного звена гидродинамической передачи D. Eingangsgliedrotationsfrequenz Е. Input member rotation frequency | - |
4.19. Частота вращения выходного звена гидродинамической передачи D. Ausgangsgliedrotationsfrequenz Е. Output member rotation frequency | - |
4.20. Передаточное отношение гидродинамической передачи D. Е. Speed ratio | Отношение частоты вращения выходного звена к частоте вращения входного звена ГДП |
4.21. Расчетное передаточное отношение гидродинамической передачи D. Е. Design speed ratio | Передаточное отношение, при котором рассчитываются размеры ГДП |
4.22. Оптимальное передаточное отношение гидродинамического трансформатора D. Е. Optimum speed ratio | Передаточное отношение на режиме максимального к.п.д. ГДТ |
4.23. Скольжение гидродинамической муфты D. Schaupf der hydrodynamischen Kupplung E. Fluid coupling slip | Разность частот вращения входного и выходного звеньев, отнесенная к частоте вращения входного звена ГДМ |
4.24. Расчетное скольжение гидродинамической муфты D. Rechnungsschlupf der hydrodynamischen E. Fluid coupling design slip | Скольжение, при котором рассчитываются размеры ГДМ |
4.25. Диапазон регулирования гидродинамической передачи D. Regelungsbereich E. Range of regulation | Пределы изменения передаточного отношения при заданной нагрузке или крутящего момента при заданном передаточном отношении |
4.26. Теоретический напор насосного колеса гидродинамической передачи Ндп. Полный напор насосного колеса D. Theoretische Е. Theoretical head of pump wheel | Приращение энергии одной весовой единицы рабочей жидкости в насосном колесе, преобразующееся в приращение механической энергии и в тепловую энергию гидравлических потерь насосного колеса (4.36) |
4.27. Действительный напор насосного колеса гидродинамической передачи D. Effektive Е. Effective head of pump wheel | Приращение механической энергии одной весовой единицы рабочей жидкости в насосном колесе |
4.28. Теоретический напор турбинного колеса гидродинамической передачи D. Theoretische Е. Theoretical head of turbine wheel | Уменьшение энергии одной весовой единицы рабочей жидкости в турбинном колесе, преобразующееся в механическую энергию вращения турбинного колеса |
4.29. Действительный напор турбинного колеса гидродинамической передачи Ндп. Полный напор турбинного колеса D. Effektive Е. Effective head of turbine wheel | Уменьшение энергии одной весовой единицы рабочей жидкости в турбинном колесе, преобразующееся в механическую энергию вращения турбинного колеса и в тепловую энергию гидравлических потерь турбинного колеса (4.36) |
4.30. Объемная подача рабочей жидкости в венце лопастей лопастного колеса гидродинамической передачи D. Durchflussmenge im Schaufelrad Е. Volume flow rate of working fluid | Объем рабочей жидкости, перемещаемой в единицу времени через венец лопастей лопастного колеса |
4.31. Объемная подача питания рабочей жидкости гидродинамической передачи D. Umlaufdurchflussmenge Е. Volume supply of working fluid | Объем рабочей жидкости, подводимой в единицу времени из системы питания в ГДП. Примечание. Под системой питания понимается совокупность устройств для заполнения, слива и регулирования гидродинамической передачи, а также для поддержания заданного давления питания и охлаждения рабочей жидкости |
4.32. Степень наполнения гидродинамической передачи D. Е. Degree of filling | Отношение объема рабочей жидкости в ГДП к суммарному объему ее полостей |
4.33. Степень наполнения рабочей полости гидродинамической передачи D. Е. Degree of filling of working circuit | Отношение объема рабочей жидкости в рабочей полости ГДП к объему рабочей полости |
4.34. Осевая сила лопастного колеса гидродинамической передачи D. Axialkraft des Schaufelrades Е. Axial force of blade wheel | Результирующая сила от разности давления на поверхностях лопастного колеса |
4.35. Потери энергии в гидродинамической передаче D. Energieverluste Е. Power losses | Часть механической энергии, затрачиваемая на преодоление сопротивлений в ГДП и переходящая в тепловую энергию |
4.36. Гидравлические потери D. Hydraulische Verluste Е. Hydraulic losses | Потери энергии в рабочей полости ГДП, обусловленные вязкостью рабочей жидкости и условиями ее течения. Примечание. Гидравлические потери состоят из профильных и концевых потерь (рассчитываются по теории пограничного слоя) или из потерь трения и ударных потерь (рассчитываются по струйной теории) |
4.37. Профильные потери D. Profilverluste E. Profile losses | Гидравлические потери энергии, обусловленные обтеканием профилей лопастей |
4.38. Кромочные потери D. Kantenverluste E. Enge losses | Часть профильных потерь энергии, обусловленных толщиной выходных кромок лопастей |
4.39. Концевые потери D. Endverluste E. End losses | Гидравлические потери энергии, связанные с конечной величиной ширины проходного сечения венца лопастей |
4.40. Потери трения D. Reibungsverluste E. Frictional losses | Гидравлические потери от трения частиц жидкости между собой о поверхности каналов венцов лопастей и другие поверхности рабочей полости ГДП |
4.41. Потери на удар D. Stossverluste E. Shock losses | Гидравлические потери энергии на вихреобразование при отрыве потока жидкости от лопастей при отклонениях направления потока от направления его при режиме безударного входа на венец лопастей (5.23) |
4.42. Механические потери D. Mechanische Verluste E. Mechanical losses | Потери энергии на трение в опорах и уплотнениях, дисковые потери (4.43) и вентиляционные потери (4.44) |
4.43. Дисковые потери D. Schalenverluste E. Disc friction losses | Механические потери энергии от трения внешних поверхностей лопастных колес о рабочую жидкость |
4.44. Вентиляционные потери D. Ventilationsverluste E. Ventilation losses | Механические потери от трения внешних поверхностей вращающегося корпуса ГДП о воздух |
4.45. Объемные потери D. Volumetrische Verluste E. Volume losses | Потери энергии от перетекания рабочей жидкости по зазорам из зон высокого давления в зоны низкого давления или от утечек через уплотнения |
4.46. Полный к.п.д. гидродинамической передачи D. Gesamtwirkungsgrad E. Total efficiency | Отношение мощности на выходном звене к мощности на входном звене |
4.47. Гидравлический к.п.д. гидродинамической передачи D. Hydraulischer Wirkungsgrad E. Hydraulic efficiency | К.п.д., учитывающий гидравлические потери энергии |
4.48. Механический к.п.д. гидродинамической передачи D. Mechanischer Wirkungsgrad E. Mechnical efficiency | К.п.д., учитывающий механические потери энергии |
4.49. Объемный к.п.д. гидродинамической передачи D. Volumetrischer Wirkungsgrad Е. Volumetric efficiency | К.п.д., учитывающий объемные потери энергии |
4.50. К.п.д. рабочей полости гидродинамической передачи D. Kreislaufwirkungsgrad Е. Efficiency of working circuit | К.п.д., учитывающий гидравлические и объемные потери энергии |
5. СВОЙСТВА ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ, РЕЖИМЫ РАБОТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
5.1. Нагружающее свойство гидродинамической передачи D. Belastungseigenschaft Е. Loading property | Свойство ГДП нагружать приводящий двигатель |
5.2. Преобразующее свойство гидродинамической передачи D. Umwandlungseigenschaft Е. Converting property | Свойство ГДП преобразовывать значение крутящего момента |
5.3. Предохранительное свойство гидродинамической передачи D. Sicherheitseigenschaft Е. Protecting property | Свойство ГДП ограничивать крутящие моменты на входном и выходном звеньях |
5.4. Демпфирующее свойство гидродинамической передачи D. Е. Damping property | Свойство ГДП гасить крутильные колебания, возникающие на одном из валов |
5.5. Прозрачность гидродинамической передачи | Свойство ГДП изменять крутящий момент на входном звене при изменении крутящего момента на выходном звене |
5.6. Тяговый режим гидродинамической передачи D. Zugkraftbetrieb Е. Traction condition | Режим работы ГДП, при котором мощность передается через ГДП от входного к выходному звену |
5.7. Тормозной режим гидродинамической передачи D. Bremsbetrieb Е. Braking condition | Режим работы ГДП, при котором мощность подводится к ГДП как со стороны входного, так и со стороны выходного звеньев, или со стороны одного из звеньев при остановленном втором звене |
5.8. Режим противовращения гидродинамической передачи D. Gegenlaufbetrieb Е. Negative speed rative condition | Тормозной режим, при котором входные и выходные звенья вращаются в разные стороны или в одну сторону для ГДТ обратного хода |
5.9. Обгонный режим гидродинамической передачи D. Е. Оverrunning condition | Тормозной режим работы ГДП, при котором на выходном звене знак крутящего момента противоположен, а направление его вращения соответствует тяговому режиму работы |
5.10. Обратимый режим гидродинамической работы D. Umkehrbetrieb Е. Backward condition | Режим работы ГДП, при котором мощность передается от ее выходного звена к входному звену |
5.11. Установившийся режим гидродинамической передачи D. Е. Steady-state condition | Режим работы ГДП при постоянных во времени частотах вращения и крутящих моментах входного и выходного звеньев |
5.12. Переходный режим гидродинамической передачи D. Е. Transient-state condition | Режим работы ГДП при изменяющихся во времени частотах вращения и крутящих моментах выходного или входного и выходного звеньев |
5.13. Неустановившийся режим гидродинамической передачи D. Е. Instability condition | Режим работы ГДП с периодическими изменениями частот вращения и крутящих моментов ее входного и выходного звеньев |
5.14. Зона неустойчивых режимов гидродинамической передачи D. Е. Zone of instability condition | Область внешних характеристик ГДП (5.26) с неустойчивыми режимами работы |
5.15. Кавитационный режим гидродинамической передачи D. Kavitationsbetrieb Е. Cavitation condition | Режим работы ГДП с явлениями кавитации в рабочей полости |
5.16. Пусковой режим гидродинамической передачи D. Anfahrbetrieb Е. Starting condition | Переходный режим работы ГДП с момента начала вращения входного звена до момента достижения установившейся частоты вращения выходного звена |
5.17. Режим включения гидродинамической передачи D. Kopplungsbetrieb Е. Clutching condition | Первая фаза пускового режима машины с ГДП от момента начала вращения входного звена до момента начала вращения выходного звена |
5.18 Разгонный режим гидродинамической передачи D. Beschleunigungsbetrieb Е. Acceleration condition | Вторая фаза пускового режима машины с ГДП от момента начала вращения выходного звена ГДП до момента достижения установившейся частоты вращения выходного звена ГДП |
5.19. Остановочный режим гидродинамической передачи D. Stoppbetrieb Е. Declaration condition | Переходный режим работы ГДП с замедлением от установившейся частоты вращения до остановки ее выходного звена |
5.20. Режим реверса гидродинамической передачи D. Reversierbetrieb Е. Reversing condition | Переходный режим работы ГДП при изменении направления вращения ее выходного звена без изменения или с изменением направления вращения входного звена |
5.21. Оптимальный режим гидродинамического трансформатора D. Optimalbetrieb Е. Optimum condition | Установившийся режим работы ГДТ с максимальной величиной к.п.д. |
5.22. Расчетный режим гидродинамической передачи D. Rechnungsbetrieb Е. Design condition | Установившийся режим работы ГДП при расчетных передаточном отношении и крутящих моментах |
5.23. Режим безударного входа в венец лопастей гидродинамической передачи D. Betrieb mit stossfreiem Eintritt in Schaufelradgitter E. Shockless entrance condition | Режим работы ГДП при условиях входа потока жидкости в венец лопастей с углом атаки, равным нулю. Примечание. Под углом атаки понимается угол между направлением скорости потока жидкости и касательной к средней линии профиля на входной кромке лопасти |
5.24. Стоповый режим гидродинамической передачи D. Festbremsenbetrieb E. Stale condition | Режим работы ГДП при остановленном выходном звене |
5.25. Внутренняя характеристика гидродинамической передачи D. Innenkennlinie E. Internal characteristic | Зависимости между внутренними параметрами потока жидкости в рабочей полости ГДП |
5.26. Внешняя характеристика гидродинамической передачи D. Aussenkennlinie Е. External characteristic | Зависимости внешних параметров от передаточного отношения ГДП при постоянных вязкости и плотности рабочей жидкости, частоте вращения или крутящем моменте входного звена |
5.27. Тяговая характеристика гидродинамической передачи D. Zugkraftkennlinie Е. Traction characteristic | Внешняя характеристика ГДП на тяговых режимах работы |
5.28. Полная внешняя характеристика гидродинамической передачи D. Gesamtaussenkennlinie Е. Total external characteristic | Внешняя характеристика ГДП на тяговом, тормозном и обратимом режимах работы |
5.29. Универсальная внешняя характеристика гидродинамической передачи D. Universalaussenkennlinie Е. Universal external characteristic | Совокупность внешних характеристик ГДП при различных частотах вращения входного звена |
5.30. Приведенная характеристика гидродинамической передачи D. Reduzierkennlinie Е. Reduced characteristic | Зависимости коэффициента момента входного звена, коэффициента трансформации момента, полного к.п.д. от передаточного отношения при постоянных вязкости и плотности рабочей жидкости, частоте вращения или крутящем моменте входного звена |
5.31. Относительная внешняя характеристика гидродинамической передачи D. Relativaussenkennlinie Е. Relative external characteristic | Зависимости относительных крутящих моментов от передаточного отношения. Примечание. Под относительным крутящим моментом понимается отношение текущего крутящего момента к моменту на расчетном режиме |
5.32. Прозрачная внешняя характеристика гидродинамической передачи | Внешняя характеристика ГДП, при которой с изменением крутящего момента на выходном звене изменяется крутящий момент на входном звене |
5.33. Непрозрачная внешняя характеристика гидродинамической передачи | Внешняя характеристика ГДП, при которой с изменением крутящего момента на выходном звене крутящий момент на входном звене остается постоянным |
5.34. Внешняя характеристика с прямой прозрачностью гидродинамической передачи | Прозрачная внешняя характеристика ГДП, у которой при увеличении крутящего момента на выходном звене увеличивается крутящий момент на входном звене |
5.35. Внешняя характеристика с обратной прозрачностью гидродинамической передачи | Прозрачная внешняя характеристика ГДП, у которой при увеличении крутящего момента на выходном звене уменьшается крутящий момент на входном звене |
5.36. Статическая внешняя характеристика гидродинамической передачи D. Statische Aussenkennlinie Е. Static external characteristic | Внешняя характеристика ГДП при установившемся режиме работы |
5.37. Динамическая внешняя характеристика гидродинамической передачи D. Dynamische Aussenkennlinie E. Dynamic external characteristic | Внешняя характеристика ГДП на переходном режиме работы при определенном угловом ускорении выходного звена ГДП |
5.38. Эталонная внешняя характеристика гидродинамической передачи D. Normalaussenkennlinie Е. Standard external characteristic | Внешняя характеристика ГДП при ее работе на эталонной жидкости |
5.39. Характеристика осевых сил лопастного колеса гидродинамической передачи D. Axialkraftkennlinie des Schaufelrades Е. Axial force characteristic of blade wheel | Зависимость осевых сил лопастного колеса от передаточного отношения при постоянных вязкости и плотности рабочей жидкости, частоте вращения или крутящем моменте входного звена |
| |
6.1. Ограничивающая гидродинамическая муфта D. Begrenzungskupplung Е. Load limiting fluid coupling | ГДМ, предназначенная для ограничения величины передаваемого крутящего момента |
6.2. Предохранительная гидродинамическая муфта D. Sicherheitskupplung E. Protecting fluid coupling | Ограничивающая ГДМ, предназначенная для защиты приводящего двигателя на установившихся режимах работы от внезапных перегрузок |
6.3. Пусковая гидродинамическая муфта D. Anfahrkupplung Е. Starting fluid coupling | Ограничивающая ГДМ, предназначенная для защиты приводящего двигателя от перегрузок в процессе пуска машин с большими моментами инерции вращающихся частей |
6.4. Пускотормозная гидродинамическая муфта D. Anfahrbremskupplung Е. Starting-braking fluid coupling | Реверсируемая ограничивающая ГДМ, предназначенная для пуска и торможения |
6.5. Проточная гидродинамическая муфта D. Durchflusskupplung Е. Fluid coupling with circulation | ГДМ, во внутренних полостях которой происходит проток рабочей жидкости за счет внешней системы питания с целью охлаждения ее или регулирования частоты вращения выходного звена |
6.6. Непроточная гидродинамическая муфта D. Undurchflusskupplung Е. Fluid coupling without circulation | ГДМ, во внутренних полостях которой находится несменяемое в процессе работы количество рабочей жидкости |
6.7. Регулируемая изменением наполнения гидродинамическая муфта D. Regelbare Kupplung mit E. Fluid coupling adjustable by variable filling | Регулируемая ГДМ, у которой регулирование частоты вращения выходного звена достигается изменением наполнения ГДМ за счет системы питания ГДМ |
6.8. Регулируемая изменением формы рабочей полости гидродинамическая муфта D. Regelbare Kupplung mit Kreislauf E. Fluid coupling adjusttable by variable configuration of working space | Регулируемая ГДМ, у которой регулирование частоты вращения выходного звена достигается изменением формы рабочей полости (шибер, поворотные лопатки и др.) |
6.9. Однополостная гидродинамическая муфта D. Einkreislaufkupplung E. Single-space fluid coupling | ГДМ с одной рабочей полостью |
6.10. Двухполостная гидродинамическая муфта D. Zweikreislaufkupplung E. Two-space fluid coupling | ГДМ с двумя рабочими полостями |
6.11. Параллельно-двухполостная гидродинамическая муфта D. Parallelzweikreislaufkupplung E. Parallel two-space fluid coupling | Двухполостная ГДМ с двумя параллельно работающими лопастными системами (с двумя параллельными потоками мощности) |
6.12. Последовательно-двухполостная гидродинамическая муфта D. Serienzweikreislaufkupplung Е. Series two-space fluid coupling | Двухполостная ГДМ с двумя последовательно работающими лопастными системами (без разветвления мощности) |
6.13. Безопорная гидродинамическая муфта D. Kupplung ohne E. Fluid coupling without support | ГДМ, не имеющая собственных опор и крепящаяся на валу приводящего двигателя или на валах трансмиссии |
6.14. Одноопорная гидродинамическая муфта D. Kupplung mit einer E. Single-support fluid coupling | ГДМ, у которой одно из звеньев крепится на собственной опоре, а второе - на приводящем двигателе или на валу трансмиссии |
6.15. Двухопорная гидродинамическая муфта D. Kupplung mit zwei E. Two-support fluid coupling | ГДМ, у которой оба вращающихся звена крепятся на своих опорах |
| |
7.1. Гидродинамический трансформатор прямого хода D. Gleichlaufdrehmomentwandler Е. Direct running torque converter | ГДТ, у которого на тяговых режимах работы входное и выходное звенья вращаются в одном направлении |
7.2. Гидродинамический трансформатор обратного хода D. Gegenlaufdrehmomentwandler E. Backward running torque converter | ГДТ, у которого на тяговых режимах работы выходное звено вращается в направлении, обратном направлению вращения входного звена |
7.3. Реверсирующий гидродинамический трансформатор D. Reversierbarer Drehmomentwandler E. Reversible torque converter | ГДТ, позволяющий осуществлять реверс выходного звена без реверса входного звена |
7.4. Гидродинамический трансформатор-мультипликатор D. E. Torque converter-speeder | ГДТ, у которого на расчетном режиме частота вращения выходного звена больше частоты вращения входного звена |
7.5. Комплексный гидродинамический трансформатор D. Komplexdrehmomentwandler E. Torque converter-coupling | ГДТ, который на некоторых передаточных отношениях может работать как ГДМ |
7.6. Гидродинамический трансформатор с прозрачной характеристикой | ГДТ, у которого изменяется крутящий момент входного звена при изменении момента на выходном звене |
7.7. Гидродинамический трансформатор с непрозрачной характеристикой | ГДТ, у которого крутящий момент входного звена не изменяется при изменении момента на выходном звене |
7.8. Гидродинамический трансформатор с прямой прозрачностью | ГДТ с прозрачной характеристикой, у которого крутящий момент входного звена увеличивается при увеличении момента на выходном звене |
7.9. Гидродинамический трансформатор с обратной прозрачностью | ГДТ с прозрачной характеристикой, у которого крутящий момент входного звена уменьшается с увеличением момента на выходном звене |
7.10. -насосный гидродинамический трансформатор D. Drehmomentwandler mit Е. m-pump torque converter | ГДТ с -насосными колесами |
7.11. -турбинный гидродинамический трансформатор D. Drehmomentwandler mit E. n-turbine torque converter | ГДТ с -турбинными колесами |
7.12. -реакторный гидродинамический трансформатор D. Drehmomentwandler mit E. l-reactor torque converter | ГДТ с -реакторами |
7.13. Одноступенчатый гидродинамический трансформатор D. Einstufiger Drehmomentwandler E. Single-stage torque converter | ГДТ с одноступенчатым турбинным колесом |
7.14. Многоступенчатый гидродинамический трансформатор D. Mehrstufiger Drehmomentwandler E. Multi-stage torque converter | ГДТ с многоступенчатым турбинным колесом |