Статус документа
Статус документа

ГОСТ 5105-82 Канистры стальные для горючего и масел. Технические условия (с Изменениями N 1-5)

4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Качество деталей, сварных швов, наружного и внутреннего лакокрасочных покрытий контролируют визуально без применения увеличительных приборов.

Внутреннюю поверхность канистры осматривают через горловину с помощью электрической лампочки, опускаемой внутрь канистры, и специального зеркала, позволяющего видеть внутреннюю поверхность канистры.

4.2. Размеры канистр и их деталей контролируют универсальными мерительными инструментами и шаблонами.

4.3. Герметичность корпуса канистры с горловиной контролируют воздухом с избыточным давлением, равным 0,03 МПа (0,3 кгс/см). При погружении канистры в воду не менее чем на 15 с не должны появляться пузырьки воздуха, свидетельствующие о негерметичности канистры.

Герметичность крышки канистры контролируют следующим образом: канистру заполняют водой с температурой (20±2) °С, закрывают крышкой, переворачивают вниз горловиной, при этом в течение 5 мин не должно быть течи.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

4.4. Испытание канистр на удар при свободном падении проводят по ГОСТ 18425-73. Канистру заполняют водой и обеспечивают свободное падение с высоты 1 м сначала на один из углов дна, затем последовательно на прилегающие к нему короткое и длинное ребро, затем на дно. При этом не должно быть нарушения целостности деталей, неплотности в сварных швах и произвольного открывания затвора.

Допускается деформация корпуса и деталей канистры.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

4.5. Испытание ручки проводят грузом, прикрепленным к корпусу канистры, подвешенной за ручку. При этом ручка не должна отрываться от корпуса канистры. Допускается деформация ручки.

4.6. Качество внутреннего покрытия канистр контролируют:

испытанием его на бензостойкость, водостойкость и механическую прочность (см. приложение 1);

определением сплошности и толщины покрытия.

4.7. Испытание внутреннего покрытия на бензостойкость должно проводиться воздействием на него смесью автомобильного бензина А-76 по ГОСТ 2084-77 и каменноугольного бензола по ГОСТ 8448-78. Смесь составляют из трех частей автомобильного бензина и двух частей бензола (по массе).

Испытания проводят на пластинах.

Перед испытанием с пластин удаляют наружное небензостойкое лакокрасочное покрытие или закрывают его эпоксидной шпатлевкой марки ЭП-0010 по ГОСТ 10277-90; края пластин на расстоянии 3-5 мм защищают указанной шпатлевкой. Затем пластины выдерживают в течение 24 ч при температуре 18-22 °С и относительной влажности воздуха 65-70%.

Пластины помещают в закрывающийся лабораторный сосуд, оборудованный обратным холодильником, заполняют сосуд до установленного уровня смесью бензина с бензолом и нагревают на водяной бане до 60 °С. При этой температуре пластины выдерживают в сосуде в течение 8 ч, затем дают охладиться и выдерживают их в сосуде еще 16 ч. Указанный цикл повторяют последовательно три раза.

Сосуд заполняют смесью так, чтобы 25-30% поверхности пластины находилось вне смеси. Пластины располагают не более двух в каждом сосуде вертикально с расстоянием между ними и от стенок сосуда не менее 10 мм.

Испытания должны проводиться в вытяжном шкафу.

Испытания наружного покрытия на бензостойкость - по ГОСТ 9.403-80.

(Измененная редакция, Изм. N 4, 5).

4.6*. Испытание покрытия на водостойкость контролируют воздействием на него горячей воды.

_______________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".

Пластину, подготовленную в соответствии с требованиями п.4.7, помещают в сосуд, заполненный до установленного уровня водой, нагретой до температуры 80-85 °С, выдерживают там в течение 30 мин, затем вынимают ее и сушат фильтровальной бумагой по ГОСТ 12026-76 и обдуванием воздухом при температуре 18-22 °С.

Сосуд должен заполняться водой так, чтобы 25-30% поверхности пластины находилось вне жидкости.

4.9. При испытаниях на бензостойкость и водостойкость покрытие не должно растворяться, вспучиваться, пузыриться и отслаиваться.

Допускается незначительное размягчение пленки, которое должно исчезнуть не более чем через 1 ч после выдерживания покрытия на воздухе при температуре 18-22 °С.