ГОСТ 24170-80
Группа Д79
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТАРА ТРАНСПОРТНАЯ
Методы испытания на сжатие при строповке
Transportation packing. Test method for compression in cargo slinging
МКС 55.180
Дата введения 1981-01-01
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 14 мая 1980 г. N 2106 дата введения установлена 01.01.81
Ограничение срока действия снято по протоколу N 7-95 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-95)
ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2008 г.
Настоящий стандарт распространяется на транспортную прямоугольную тару с грузом массой брутто не менее 50 кг и устанавливает методы испытания ее на сжатие при нагрузках, возникающих от воздействия стропов.
Методы предназначены для оценки прочностных и защитных свойств тары, могут применяться также в комплексе с другими методами испытаний, определяющими прочностные и защитные свойства тары.
Настоящий стандарт не распространяется на тару, сформированную в пакеты.
Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 1146-78.
1.1. Сущность первого метода состоит в приложении усилий к образцу стропом при его перемещениях грузоподъемным краном. При этом определяют прочностные и защитные свойства тары, влияющие на сохранность упакованной продукции.
1.2. Сущность второго метода состоит в приложении усилий к образцу тары через нажимной ролик и канат (см. чертеж). При этом определяют:
прочностные и защитные свойства тары, влияющие на сохранность упакованной продукции, при воздействии нормативного усилия испытательного устройства;
максимальное усилие испытательного устройства, которое может выдержать тара, до наступления недопустимых повреждений, установленных нормативно-технической документацией на конкретные виды тары.
1 - образец; 2 - канат; 3 - ролик; 4 - крышка
2. АППАРАТУРА
2.1. Испытания по первому методу проводят с применением: грузоподъемного крана, стропа, измерительной линейки с ценой деления 1 мм, угломера с ценой деления 0,035 рад (2°).
2.1.1. Конструкция грузоподъемного крана должна обеспечивать подъем образца на высоту не менее 2 м.
2.1.2. Конструкция и тип стропа должны соответствовать требованиям выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Если таких указаний не имеется, то применяют стропы из стального каната.
2.1.3. Длину стропа выбирают такой, чтобы угол между ветвью стропа и верхней плоскостью крышки был равен 0,785 рад (45) (см. справочное приложение 1).
2.2. Испытания по второму методу проводят с применением испытательного устройства, состоящего из пресса, оборудованного штангой с роликом, стального каната, площадки для испытания, состоящей из металлического основания и двух вертикальных стоек, на которых закрепляют концы каната.
2.2.1. Испытательное устройство должно обеспечивать возможность прекращения испытаний при достижении заданной величины усилия. Погрешность измерения усилия должна быть не более ±2%.
2.2.2. Основание площадки - стальная монолитная плита толщиной не менее 16 мм, жестко связанная с бетонным фундаментом, высота которого должна быть не менее 400 мм. Поверхность основания должна быть горизонтальной, а неровность поверхности такой, чтобы уровень двух точек, произвольно взятых на поверхности, отличался не более чем на 2 мм.
Длина основания должна быть больше максимальной длины испытываемого образца не менее чем на 100 мм, ширина основания должна быть больше максимального размера по ширине или высоте испытываемого образца не менее чем на 100 мм.
2.2.3. Стойки для натяжения каната должны быть прочными и надежно закреплены. Высота стоек должна позволять крепить канат на уровне расположения верхней грани образца.
2.3. Диаметр стального каната для изготовления стропа и испытания по второму методу выбирают в зависимости от массы брутто образца тары с грузом в соответствии с приложением 2.
3.1. Количество образцов для испытаний должно соответствовать указанному в нормативно-технической документации на конкретные виды тары. Если в нормативно-технической документации не указано количество образцов, то от партии отбирают три образца. Каждому образцу присваивают порядковый номер, а поверхности образца обозначают в соответствии с ГОСТ 18106-72.
3.2. Образцы перед испытанием кондиционируют в соответствии с ГОСТ 21798-76.
Режим кондиционирования устанавливают в нормативно-технической документации на конкретные виды тары.