Статус документа
Статус документа

ГОСТ 30243.1-97 Вагоны-хопперы открытые колеи 1520 мм для сыпучих грузов. Общие технические условия

     5 Требования безопасности и охраны окружающей среды

5.1 Конструкция вагонов и их узлов, расположение оборудования должны обеспечивать безопасность работы обслуживающего персонала, доступ при обслуживании, осмотре и ремонте, и соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003, действующим "Типовым требованиям по технике безопасности и производственной санитарии для проектирования и постройки грузовых и пассажирских вагонов железнодорожного транспорта" [2], требованиям технических условий на конкретные модели вагонов.

5.2 Напряжение в элементах конструкции от действия сил при расчетных режимах эксплуатации не должно превышать допустимых значений, установленных "Нормами для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)" [1].

5.3 Ходовые качества и устойчивость вагонов должны соответствовать требованиям "Норм для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)" [1].

5.4 Конструкция вагонов должна быть проверена расчетами в соответствии с "Нормами для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)" [1] на обеспечение прохода и сцепляемости в кривых малого радиуса и прохода без саморасцепа на сортировочной горке.

5.5 Автотормозное оборудование вагонов должно обеспечивать расчетные показатели, установленные "Нормами для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)" [1].

5.6 Усилие на штурвале привода стояночного тормоза - не более 300 Н.

5.7 Вагоны должны быть оборудованы переходными площадками с ограждениями, лестницами, подножками и поручнями для составителей поездов, а также приспособлениями для крепления сигнальных устройств. Крепление поручней, лестниц и другого оборудования должно исключать самопроизвольное отвинчивание гаек, болтов и т.п. Ступеньки лестниц и подножки должны исключать скольжение ног.

5.8 Конструкции вагонов должны допускать подъем кузова домкратами как в порожнем, так и груженом состоянии в соответствии с требованиями "Норм для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)" [1].

5.9 Вагоны должны быть оборудованы кронштейнами (скобами) для подтягивания.

5.10 Блокирующие и стопорные устройства должны исключать самопроизвольные срабатывания механизма разгрузки или перемещение подвижных частей и располагаться в местах, доступных для осмотра.

5.11 Органы управления (штурвалы, переключатели и т.п.) должны иметь схемы и надписи, указывающие последовательность управления.

Органы управления должны располагаться на расстоянии не менее 0,15 м от незакрытых движущихся частей конструкции. Детали органов управления (обод штурвала, конец рукоятки и т.п.) в любом положении должны находиться на расстоянии не менее 0,04 м от неподвижных элементов конструкции или защитных средств.

5.12 Тормозная рычажная передача должна иметь предохранительные устройства (скобы и т.п.), предотвращающие падение ее деталей на путь.

5.13 Головки соединительных рукавов тормозной магистрали, концевой кран, сигнальный отросток автосцепки, ручка оттормаживающей цепочки и разобщительный кран должны быть окрашены в красный цвет.

5.14 Головки соединительных рукавов и концевые краны разгрузочной магистрали должны быть окрашены в голубой цвет.

5.15 Требования безопасности к комплектующим изделиям - в соответствии со стандартами и техническими условиями на эти изделия.

5.16 Конструкция вагонов при соблюдении потребителем правил технической эксплуатации не должна допускать выбросов (потерь) грузов в процессе движения, приводящих к образованию взвешенной в воздухе пыли с уровнем концентрации, превышающем предельно допустимые значения, установленные национальными нормативными документами по охране здоровья людей и природы.