ГОСТ 30243.1-97
Группа Д52
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ВАГОНЫ-ХОППЕРЫ ОТКРЫТЫЕ КОЛЕИ 1520 мм
ДЛЯ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ
Общие технические условия
Open hopper waggons of 1520 mm gauge for the loose materials.
General specifications
МКС 45.060.20
ОКП 31 8319
Дата введения 2000-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН УкрНИИВ Министерства промышленной политики Украины
ВНЕСЕН Госстандартом Украины
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации и метрологии (протокол N 11-97 от 23 апреля 1997 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Беларуси |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика | Киргизстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Таджикистан | Таджикгосстандарт |
Туркменистан | Главная государственная инспекция Туркменистана |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госстандарт Украины |
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 апреля 1999 г. N 111 межгосударственный стандарт ГОСТ 30243.1-97 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 2000 г.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт распространяется на вагоны-хопперы открытые (далее - вагоны), предназначенные для перевозки нетоксичных и неядовитых сыпучих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков, на магистральных железных дорогах, дорогах промышленных предприятий и строительства колеи 1520 мм.
Вагоны могут эксплуатироваться на тележках для железных дорог колеи 1435 мм и 1676 мм.
Стандарт не распространяется на вагоны для перевозки горячих скатышей и агломерата.
Требования к качеству продукции, изложенные в 4.1.1, 4.1.3, 4.2.1, 4.2.5-4.2.7, 4.2.10, 4.2.12, 4.3, разделах 3, 5-8 настоящего стандарта, являются обязательными, остальные требования - рекомендуемыми.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-95 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 2.602-95 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы
ГОСТ 977-88 Отливки стальные. Общие технические условия
ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества
ГОСТ 3262-75 Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия
ГОСТ 7512-82 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Радиографический метод
ГОСТ 8734-75 Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные. Сортамент
ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм
ГОСТ 9246-79 Тележки двухосные грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм
ГОСТ 14782-86 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые
ГОСТ 19281-89 Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия
ГОСТ 22780-93 Оси для вагонов железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Типы, параметры и размеры
ГОСТ 26358-84 Отливки из чугуна. Общие технические условия.
Основные показатели вагонов должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.
Таблица 1
Значение показателя вагона | |||
Наименование показателя | для торфа | для сыпучих грузов | для охлажденного кокса |
Грузоподъемность, т, не менее | 58 | 68 | 59 |
Вместимость кузова, м, не менее | 110 | 50 | 110 |
Конструкционная скорость, км/ч, не более | 120 | 120 | 120 |
Габарит (ГОСТ 9238) | 1-Т | 1-ВМ | 1-Т |
Максимальная расчетная статическая нагрузка от колесной пары на рельсы - по ГОСТ 22780.
4.1.1 Вагоны должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий изготовителя.
4.1.2 Вагоны изготавливаются климатического исполнения У, категории 1 по ГОСТ 15150. Другие виды климатических исполнений определяют в технических условиях на конкретные модели вагонов.
4.1.3 Вагоны должны быть оборудованы:
- двухосными тележками по ГОСТ 9246;
- автосцепными устройствами с литыми деталями по ГОСТ 22703 с установочными размерами по ГОСТ 3475, поглощающими аппаратами по ГОСТ 22253;
- автоматическим и стояночным тормозами.
Тормозная рычажная передача должна обеспечивать установку как композиционных, так и чугунных тормозных колодок по ГОСТ 1205.
4.1.4 Вагоны оборудуются нижними разгрузочными люками с разгрузкой на обе стороны от пути.
4.2.1 Конструкции вагонов должны соответствовать требованиям действующих "Норм для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)" [1].
4.2.2 Конструкция кузова и разгрузочных устройств вагонов должна обеспечивать погрузку и выгрузку грузов при соблюдении требований ГОСТ 22235 на проведение погрузочных и разгрузочных работ и действующих нормативных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
4.2.3 Разгрузочные люки вагонов должны оборудоваться крышками. Крышки разгрузочных люков должны иметь лабиринтное или другое уплотнение, предотвращающее просыпание груза.
4.2.4 Механизм открывания и закрывания крышек разгрузочных люков должен оборудоваться пневматическим приводом с блокирующим устройством. Пневмооборудование привода должно обеспечивать работу механизма при давлении сжатого воздуха в пневмомагистрали от 0,4 до 0,6 МПа [1].
4.2.5 Несущие элементы конструкции вагонов (хребтовые, боковые, шкворневые и поперечные балки рам вагонов, стойки и обвязки кузова, несущие элементы рессорной подвески, несущие элементы рычажной передачи) должны изготавливаться из стали повышенной прочности по ГОСТ 19281.
Применение новых материалов - в соответствии с "Нормами для расчетов и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)" [1].
4.2.6 Стальные литые детали вагонов - по ГОСТ 977. Литые чугунные детали - по ГОСТ 26358.
4.2.7 Для трубопроводов воздушных магистралей должны применяться трубы по ГОСТ 8734; ГОСТ 3262.
4.2.8 Сопрягаемые поверхности заклепочных и болтовых соединений должны быть загрунтованы. Местные неплотности между прилегающими плоскостями заклепочных соединений не более 1,5 мм. В зоне головки щуп 0,5 мм не должен доходить до стержня заклепки. Концы болтов болтовых соединений должны выступать не более чем на значение диаметра болта и не менее чем на два витка резьбы.
4.2.9 Подготовка сборочных единиц и деталей к сварке, выполнение сварочных работ - по действующей нормативной документации.