Действующий

ГОСТ Р 51336-99 Безопасность машин. Установки аварийного выключения. Функции. Принципы проектирования

     4 Требования безопасности

4.1 Общие требования

4.1.1 Система аварийного выключения должна быть постоянно в готовности и в исправности, независимо от рода производства.

Примечание - В случае, если командные устройства являются съемными (например переносные вручную программирующие устройства) или если отдельные части машины могут быть отключены, то должны быть приняты меры, исключающие неправильное подключение, замену ответственных командных устройств на неответственные.

4.1.2 Командное устройство и его орган управления должны действовать по принудительному принципу (ГОСТ Р 51333).

Примечание - Примером является коммутационное устройство с принудительным включением для соответствующего командного устройства.


Согласно ГОСТ Р 50030.5.1, принудительным включением командного устройства является "операция соединения контактов как прямое следствие определенного движения элемента коммутатора, независимо от пружины".

4.1.3 Устройство аварийного выключения не должно применяться в качестве полной защитной меры или в качестве автоматического средства безопасности, но может служить мероприятием поддержки.

4.1.4 После воздействия на орган управления устройство аварийного выключения должно действовать таким образом, чтобы опасность автоматически исключалась оптимальным способом.

Примечания

1 Под оптимальным способом понимается:

- выбор оптимального запаздывания,

- выбор правильного способа останова, соответствующего оценке риска (4.1.5).

2 Под автоматическим действием понимается действие, при котором после воздействия на орган управления устройство аварийного выключения реализует заданный порядок функционирования.

4.1.5 Функция аварийного выключения должна действовать:

а) либо по способу останова - 0 (ноль), т.е. останова путем непосредственного отключения энергии от привода машины, механического разъединения опасных узлов и узлов привода и, при необходимости, торможения (неуправляемого останова),

b) либо по способу останова - 1: управляемый останов при подводе энергии к узлам привода, чтобы добиться останова, а потом прекратить подачу энергии.

4.1.6 Устройство аварийного выключения должно быть выполнено таким образом, чтобы для воздействия на орган управления оператору не требовалось времени на размышления по поводу результата воздействия области, которая отключается с опозданием.

4.1.7 Команда на аварийное выключение должна иметь приоритет над другими командами.

4.1.8 Реакция машины на команду аварийного выключения не должна вызывать дополнительной опасности.

4.1.9 Действие аварийного выключения не должно влиять на действия устройств безопасности или устройств, снабженных функциями безопасности.

4.1.10 Действие аварийного выключения не должно влиять на оборудование, которое предназначено для освобождения персонала в опасных ситуациях.

Примечание - Функция (кнопка) аварийного выключения может включать это оборудование.

4.1.11 Любое воздействие на орган управления, вызывающее команду аварийного выключения, должно обеспечивать сохранение этого состояния устройства аварийного выключения до возврата его в исходное положение.

4.1.12 Возврат командного устройства может быть осуществлен только вручную. Установка командного устройства в исходное положение не должна вызывать выдачу команды включения.

Пуск машины не должен быть возможен, пока все его органы управления не будут приведены в исходное положение.

4.1.13 Состояние машины после действия аварийного выключения в течение работы командного устройства не должно изменяться не предусмотренным ранее способом.

4.2 Специальные требования к электрооборудованию

Специальные требования к электрооборудованию изложены в ГОСТ Р МЭК 60204-1.

4.3 Условия эксплуатации и влияние окружающего пространства