3.1. Определение массы машины.
3.1.1. При взвешивании машины должна определяться сухая, снаряженная и полная массы.
Сухая масса - масса машины без учета масс топлива, инструмента, ЗИП, ветровых и наколенных щитков, запасного колеса и дуг безопасности.
Масса снаряженной машины - масса полностью заправленной машины с инструментом и запасным колесом, но без водителя, пассажиров и багажа.
Полная масса машины - масса снаряженной машины с водителем, пассажирами и багажом.
3.1.2. Определение масс машины и распределение ее по колесам (осевая нагрузка) должно производиться путем взвешивания на весах.
Перед взвешиванием должны быть проверены комплектность, отсутствие загрязнения и посторонних предметов.
Взвешивание должно производиться при неработающем двигателе, колеса не должны быть заторможены, коробка передач должна находиться в нейтральном положении.
При наличии у прицепной коляски откидного верха последний должен быть в рабочем положении.
Определение масс должно производиться с точностью до ±0,5% от общей массы машины.
Если при взвешивании расхождение между общей массой машины и суммой масс, приходящихся на колеса, составляет не более 1%, то разницу (недостающая и превышающая массы) следует распределять между колесами пропорционально массе, приходящейся на каждое колесо.
3.1.3. Распределение массы по колесам определяют в соответствии с черт.1.
Черт.1
3.2. Удельное статическое давление на опорную плоскость должно определяться по данным взвешивания полной массы машины, распределенной по колесам, и по площадям отпечатков шин каждого колеса на горизонтальной площадке с твердым и ровным покрытием.
Перед снятием отпечатков шины должны быть чистыми, давление воздуха в шинах должно соответствовать установленному инструкцией по эксплуатации машины.
Снятый на бумагу отпечаток с помощью планиметра обводят по контуру (черт.2) и определяют общую площадь отпечатка (на черт.2 - площадь, заключенная в овальной линии) и площадь контакта шины с опорной плоскостью (на черт.2 - сумма площадей заштрихованных поверхностей). Затем подсчитывают отношение для каждого отпечатка.
Черт.2
По имеющимся значениям осевых нагрузок , и машины подсчитывают удельные давления на опорную плоскость, кгс/см:
; ; - по контуру отпечатка;
; ; - по площади контакта,
где ; ; - удельное давление на опорную плоскость по контуру отпечатка соответственно переднего, заднего и колеса коляски;
; ; - удельное давление на опорную плоскость по площади контакта соответственно переднего, заднего и колеса коляски.
3.3. Определение координат центра массы
3.3.1. Координаты центра массы находят расчетным путем по значениям осевых нагрузок, полученных взвешиванием при горизонтальном и наклонном положениях машины в соответствии с черт.3.
Черт.3