Статус документа
Статус документа


ГОСТ 29096-91
(ИСО 4210-89)

Группа Д32

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

     

ВЕЛОСИПЕДЫ

     
Требования к безопасности двухколесных велосипедов

     
Cycles.
Safety requirements of bicycles



ОКП 45 2910

Дата введения 1993-01-01

     

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

Л.А.Бобовников, Е.А.Орлова (руководитель темы), Ю.О.Гирш, С.А.Новиков, Л.В.Вакула, А.В.Скляров

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 04.09.91 N 1420

Настоящий стандарт подготовлен методом прямого применения международного стандарта ИСО 4210-89 "Велосипеды. Требования к безопасности" и полностью ему соответствует

3. Периодичность проверки - 5 лет

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Пункт, в который введена ссылка

Обозначение соответствующего стандарта

Обозначение отечественного нормативно технического документа, на который дана ссылка

2.6.1

ИСО 1101/11-74

ГОСТ 24643-81

2.12.1.1

ИСО 6742/1-85

ГОСТ 20961-75

2.12.2.2,
2.12.2.3.1,
2.12.2.4,
2.12.2.5

ИСО 6742/2-85

ГОСТ 20961-75

     

1. ОБЩЕЕ

1.1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на велосипеды дорожные для взрослых и подростков, спортивно-туристские, предназначенные для использования их на дорогах общего пользования, с высотой регулируемого седла 635 мм и более.

Стандарт содержит требования к безопасности, эксплуатационным качествам при проектировании, сборке и испытании велосипедов и узлов, а также основы разработки инструкций по эксплуатации и уходу за ними.

Стандарт не распространяется на велосипеды специальных типов, в том числе грузовые, тандемы, а также велосипеды, предназначенные и оснащенные для специальных соревнований.

Текст непосредственного применения ИСО 4210 набран прямым шрифтом, текст дополнений, отражающих потребности народного хозяйства, набран курсивом.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

1.2. Определения

В настоящем стандарте используются следующие определения:

1.2.1. Велосипеды - транспортное средство, имеющее не менее двух колес и перемещающееся исключительно посредством мускульной энергии находящегося на нем человека при помощи педалей.

1.2.2 Двухколесный велосипед.

1.2.3. Грузовой велосипед - велосипед, предназначенный, главным образом, для перевозки грузов.

1.2.4. Тандем - велосипед с седлами для двух и более велосипедистов, расположенных друг за другом.

1.2.5. Высота седла - расстояние между поверхностью дороги и верхней частью седла, измеряемое от центра опорной поверхности седла перпендикулярно к поверхности дороги при вертикальном положении велосипеда.

1.2.6. Тормозной путь - расстояние, пройденное велосипедом до его остановки с момента применения тормозов.

1.2.7. Остановочный путь - сумма тормозного пути и расстояния, пройденного велосипедом с момента начала реакции велосипедиста.

1.2.8. Шаг велосипеда - расстояние, пройденное велосипедом за один оборот шатунов.

1.2.9. Открытый выступ - выступ, с которым может соприкасаться средняя часть 75 мм боковой поверхности цилиндра длиной 250 мм и диаметром 83 мм, имитирующая конечность (черт.1).

Цилиндр для определения открытого выступа

     
Размеры, мм

     
Черт.1



1.2.10. Опорная поверхность (педали) - поверхность педали, соприкасающаяся с подошвой и обладающая устойчивостью к скольжению.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УЗЛАМ

2.1. Общее

2.1.1. Острые края

Выступающие края, которые могут соприкасаться с руками, ногами и другими частями тела велосипедиста в процессе езды, регулирования и технического обслуживания велосипеда, не должны быть острыми.

2.1.2. Выступы

Любой открытый выступ, длина которого после сборки превышает 8 мм, должен иметь радиус закругления не менее 6,3 мм. Конец такого открытого выступа должен иметь больший торцовый размер не менее 12,7 мм и меньший торцовый размер не менее 3,2 мм.

Не должно быть выступов на верхней трубе рамы велосипеда между седлом и точкой, находящейся впереди седла на расстоянии 300 мм, за исключением крепящихся к верхней трубе тросов управления диаметром не более 6,4 мм и тросовых зажимов, изготовленных из материала толщиной не более 4,8 мм.

Резьба, выступающая из сопряженной части с внутренней резьбой и представляющая собой открытый выступ (п.1.2.9), не должна превышать по длине одного наружного диаметра резьбы.

2.2. Тормоза

2.2.1. Тормозная система

Велосипед должен быть оснащен тормозной системой или системами, отвечающими требованиям п.2.2.5. При наличии одной тормозной системы она должна воздействовать на заднее колесо, при наличии двух тормозных систем - одна из них должна воздействовать на переднее колесо, а другая - на заднее

2.2.2. Ручной тормоз

2.2.2.1. Положение рукоятки тормоза

Рукоятки для переднего и заднего тормозов должны быть расположены со стороны руля, принятой в стране, в которой велосипеды используются.

2.2.2.2. Размеры рукоятки тормоза

Максимальный размер (черт.2) между наружными поверхностями рукоятки тормоза и рулем или ручки руля, должен быть не более 90 мм на участке между точками и и 100 мм между точками и .

Размеры рукоятки тормоза

     
Размеры, мм


Черт.2

2.2.2.3. Узел тормоза с тросовым приводом

Если велосипед оснащен тормозами с тросовым приводом любого типа, то винты для крепления их к раме или вилке должны быть снабжены соответствующими стопорными устройствами, например пружинными шайбами, стопорными или самоконтрящимися гайками.

Тормозная система должна работать без заеданий.

Стяжной болт троса не должен перерезать ни одну из проволок троса при сборке его в соответствии с инструкциями изготовителя.

2.2.2.4. Узел тормозной колодки

Фрикционная тормозная колодка должна надежно крепиться к опорной скобе или держателю; при испытании по п.4.1 не должно быть неисправностей в узле фрикционной колодки. После проведения испытаний по п.4.1 тормозная система должна отвечать требованиям к эксплуатационным характеристикам тормозов по пп.2.2.5.1 и 2.2.5.2.

2.2.2.5. Регулировка тормоза

Тормоза должны поддаваться регулировке для обеспечения их эффективного рабочего состояния до тех пор, пока тормозные колодки не износятся до степени, требующей их замены, рекомендуемой изготовителем.

При правильной регулировке тормозная колодка не должна соприкасаться ни с чем, кроме поверхности, предназначенной для торможения.

2.2.3. Ножной тормоз

Тормоз должен приводиться в действие ногой велосипедиста приложением силы к педали в направлении, противоположном движущей силе. Механизм тормоза должен действовать независимо от положения привода или регулировки. Максимальный угол между положениями шатуна при движении и торможении должен быть не более 60°. Угол измеряют при приложении к шатуну в его крайних положениях крутящего момента 14 Н·м.

2.2.4. Прочность тормозной системы

2.2.4.1. Ручной тормоз

При испытании по п.4.2.1 не должно быть неисправностей тормозной системы или любого ее элемента.

2.2.4.2. Ножной тормоз

При испытании по п.4.2.2. не должно быть неисправностей тормозной системы или любого ее элемента.

2.2.5. Условия торможения

2.2.5.1. Торможение в условиях сухого покрытия

При испытании по п.4.3:

велосипед, движущийся со скоростью 24 км/ч и имеющий при наивысшей передаче шаг 5 м и более, должен плавно и безопасно останавливаться после прохождения расстояния 5,5 м;

велосипед, движущийся со скоростью 16 км/ч и имеющий при наивысшей передаче шаг менее 5 м, должен плавно и безопасно останавливаться после прохождения расстояния 5,5 м.

Примечание. Тормозной путь, составляющий 5,5 м, включает в себя как интервал, связанный с погрешностью реакции человека, так и интервал, связанный с погрешностью измерительных приборов, и может быть пересмотрен в свете приобретенного опыта испытаний.

2.2.5.2. Торможение в условиях мокрого покрытия

При испытании по п.4.3 велосипед, движущийся со скоростью 16 км/ч, должен плавно и безопасно останавливаться после прохождения расстояния 15 м.

2.2.5.3. 3ависимость силы торможения от силы на педаль в ножном тормозе

При испытании по п.4.4 сила торможения должна быть прямо пропорциональна (±20%) силе на педаль, составляющей от 90 до 300 Н, и для силы на педаль 300 Н должна быть не менее 150 Н.

2.3. Рулевое управление

2.3.1. Руль

Общая ширина руля должна составлять 350-700 мм. Расстояние по вертикали между верхней частью ручек руля, находящихся в самом высоком положении, и опорной поверхностью седла, находящегося в его самом нижнем положении, должно быть не более 400 м.

Концы рулей должны быть снабжены ручками или заглушками, выдерживающими силу стягивания 70 Н.

2.3.2. Стержень руля

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».