3.1.Общие положения
3.1.1. Перед испытаниями по показателям 1.1, 1.5 и 1.6 агрегаты и узлы АТС следует прогреть пробегом не менее 50 км при скорости движения не ниже максимальной. При вынужденных простоях АТС в процессе испытаний и снижении температуры агрегатов и узлов необходимо восстановить тепловое состояние дополнительным пробегом.
Перед испытаниями по показателям 1.2 и 1.3 тепловой режим агрегатов и узлов АТС должен быть доведен до рабочего состояния пробегом не менее 30 км при скорости движения не менее максимальной и последующим двухкратным проездом измерительного участка с соблюдением заданных в ездовых циклах режимов движения.
3.1.2. Перед испытаниями должно быть проверено отсутствие повышенных сопротивлений движению АТС измерением пути выбега со скорости 50 км/ч. Результаты следует оценивать положительно, если измеренный путь выбега не менее заданного в НТД. Если путь выбега получен при температуре воздуха ниже 3 °С, то его следует скорректировать согласно приложению 4.
3.1.3. Испытательные заезды на дороге следует проводить в противоположных направлениях движения не менее двух раз в каждом направлении. На кольцевой дороге допускается проводить заезды в одном направлении.
В каждом направлении следует определять время прохождения измерительного участка и количество израсходованного топлива. Результаты измерений следует зафиксировать в протоколе испытаний.
Измерения следует повторить, если разница между полученными результатами в любых двух заездах превышает 5% большего значения. За результаты измерения следует принимать среднее арифметическое зачетных заездов.
3.1.4. Ездовые циклы на дороге (показатели 1.2 и 1.3) следует выполнять при соблюдении следующих требований:
режим разгона с места следует начинать с передачи, используемой при трогании с места и осуществлять при полной подаче топлива;
при движении с постоянной скоростью отклонение от заданной скорости не должно превышать ±1 км/ч.
Если заезд в соответствии с операционной картой надо начинать со скорости, отличной от нуля, то она должна быть установлена до начала измерительного участка;
движение с постоянной скоростью следует выполнять на возможно более высокой передаче, на которой минимальная устойчивая скорость не превышает текущую, а частота вращения коленчатого вала двигателя при этой скорости превышает минимальную не менее чем на 200 мин. Высшую передачу следует включать при скорости движения свыше 40 км/ч;
разгон в интервалах заданных скоростей следует начинать на одной из наиболее низких передач, на которой номинальная скорость больше начальной скорости разгона не менее чем на 10 км/ч.
В многоступенчатой коробке передач следует использовать наиболее выгодные по режимам движения передачи.
При наличии автоматического управления трансмиссией избиратель скорости должен стоять в положении "Движение".
Отклонение от заданных режимов переключения передач следует зафиксировать в протоколе испытаний.
Если интенсивность разгона АТС такова, что оно не может достигнуть заданной скорости на заданном участке пути, то движение следует продолжать с соблюдением последующего графика заданных скоростей, указанных в приложении 2.
Режим замедления при торможении двигателем в заданном интервале скоростей и на заданном пути необходимо выполнять при отпущенной педали подачи топлива (принудительный холостой ход) на включенной передаче. Если заданная скорость достигается на меньшем участке пути, то надо продолжать движение с этой скоростью, если же она не может быть достигнута (снижена) на заданном участке пути, то нужно применять служебное торможение.
Служебное торможение необходимо выполнять на заданном участке пути (длина пути определена из расчета среднего замедления 1 м/с) при включенной передаче с применением рабочих тормозов. При торможении автомобиля до полной остановки передачу следует выключить при достижении минимальной скорости на данной передаче.
Отсчет расхода топлива и времени движения необходимо проводить в моменты пересечения границ измерительного участка.
Результаты измерений следует занести в протокол испытаний.
3.2. Определение показателя 1.1
3.2.1. Для определения показателя 1.1 (см. пп.4.4 и 4.5) следует измерить расход топлива в заездах АТС по измерительному участку дороги на высшей передаче со скоростями меньше и больше заданной на 2 км/ч, а для АТС полной конструктивной массой до 3,5 т, кроме того, определить показатель 1.4 согласно п.3.5. В зависимости от типа АТС и их максимальной скорости устанавливаются следующие значения заданных скоростей движения:
40 и 60 км/ч - для городских автобусов и полноприводных автомобилей полной массой свыше 3,5 т;
60 и 80 км/ч - для грузовых автомобилей, грузопассажирских (включая полноприводные), автобусов специального назначения, междугородных и дальнего следования, автопоездов полной массой более 3,5 т;