4.1. При испытаниях в зависимости от их вида следует определять значения параметров из числа указанных в табл.2.
Таблица 2
Измеряемые параметры, единицы измерений
и погрешности средств измерений
Наименование параметра | Обозначение параметра | Предел основной абсолютной погрешности средств измерений |
1. Крутящий момент, Н·м | ±0,005 | |
2. Момент сопротивления прокручиванию коленчатого вала, Н·м | ±0,02 | |
3. Частота вращения коленчатого вала (далее - частота вращения), об/мин | ±0,005, но не более 10 об/мин | |
4. Расход топлива, кг/ч | ±0,005 | |
5. Расход воздуха, поступающего в цилиндры дизеля, м/ч | ±0,02 | |
6. Производительность насоса системы охлаждения, м/ч | ±0,03 | |
7. Производительность вентилятора дизеля воздушного охлаждения, м/ч | ±0,03 | |
8. Расход картерных газов, м/ч | ±0,05 | |
9. Атмосферное давление, кПа | ±0,1 | |
10. Давление во впускном коллекторе дизеля без наддува, кПа | ±0,05 | |
11. Давление наддува (дизеля с наддувом - после компрессора, дизеля с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха - перед теплообменником), МПа | ±0,0005 | |
12. Давление наддувочного воздуха после теплообменника дизеля с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, МПа | ±0,0005 | |
13. Давление воздуха перед компрессором (после воздухоочистителя и глушителя шума впуска), кПа | ±0,1 | |
14. Давление в выпускном коллекторе (перед глушителем, искрогасителем и нейтрализатором отработавших газов) дизеля без турбонаддува, кПа | ±0,1 | |
15. Давление в выпускном коллекторе перед турбиной турбокомпрессора, МПа | ±0,0005 | |
16. Давление после турбины турбокомпрессора (перед глушителем и нейтрализатором отработавших газов), кПа | ±0,1 | |
17. Давление масла в главной масляной магистрали, МПа | ±0,02 | |
18. Давление масла на выходе из масляного насоса, МПа | ±0,02 | |
19. Давление масла в системе смазки турбокомпрессора, МПа | ±0,02 | |
20. Давление топлива на входе в топливный насос высокого давления, МПа | ±0,005 | |
21. Давление картерных газов, кПа | ±0,01 | |
22. Давление воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха, поступающего в цилиндры дизеля, кПа | ±0,1 | |
23. Температура окружающего воздуха, °С | ±1 | |
24. Температура воздуха во впускном коллекторе дизеля без наддува, °С | ±1 | |
25. Температура воздуха перед компрессором (после воздухоочистителя и глушителя шума впуска), °С | ±1 | |
26. Температура наддувочного воздуха после компрессора дизеля с наддувом (дизеля с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха - перед теплообменником), °С | ±1 | |
27. Температура наддувочного воздуха после теплообменника, °С | ±1 | |
28. Температура воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха, поступающего в цилиндры дизеля, °С | ±1 | |
29. Температура воздуха перед вентилятором или перед радиатором системы охлаждения, если он установлен на испытательном стенде, °С | ±1 | |
30. Температура отработавших газов в выпускных патрубках и (или) в выпускном коллекторе дизеля без турбонаддува, °С | ±10 | |
31. Температура отработавших газов в выпускных патрубках или в выпускном коллекторе перед турбиной турбокомпрессора дизеля с турбонаддувом, °С | ±10 | |
32. Температура отработавших газов после турбины (перед глушителем, искрогасителем и нейтрализатором отработавших газов) дизеля с турбонаддувом, °С | ±10 | |
33. Температура охлаждающей жидкости на входе в дизель, °С | ±3 | |
34. Температура охлаждающей жидкости на выходе из дизеля, °С | ±3 | |
35. Температура охлаждающей жидкости в водяной полости головки цилиндра (головки цилиндров), °С | ±3 | |
36. Температура охлаждающей жидкости в водяной рубашке цилиндра (блока цилиндров), °С | ±3 | |
37. Температура цилиндров дизеля воздушного охлаждения, °С | ±3 | |
38. Температура головок цилиндров дизеля воздушного охлаждения, °С | ±3 | |
39. Температура вкладышей коренных подшипников, °С | ±3 | |
40. Температура масла в поддоне или на выходе из дизеля или перед масляным радиатором, °С | ±3 | |
41. Температура топлива на входе в фильтр грубой очистки топлива (при отсутствии фильтра грубой очистки топлива на дизеле - на входе в топливоподкачивающий насос), °С | ±1 | |
42. Плотность топлива, т/м | ±0,002 | |
43. Дымность отработавших газов, М (%) | 0,03 (1) | |
44. Угол поворота коленчатого вала, …° | ±1 | |
45. Установочный угол опережения впрыска топлива, ...° | ±1 | |
46. Масса масла, заливаемого в дизель при определении расхода масла на угар, кг | ±0,005 | |
47. Относительная влажность окружающего воздуха, % | ±3 | |
48. Объемная доля окиси углерода в отработавших газах, млн | ±0,1 | |
49. Объемная доля углеводородов в отработавших газах, млн | ±0,1 | |
50. Объемная доля окислов азота в отработавших газах, млн | ±0,1 | |
51. Общие и третьоктавные логарифмические уровни виброскорости, дБ | и | ±0,5 |
52. Средний уровень звука, дБ | ||
53. Уровень звука (шум процесса выпуска), дБ | ||
54. Продолжительность работы дизеля, с (мин, ч) | ±0,01 | |
55. Продолжительность прокручивания коленчатого вала при пуске, с | ±0,2 | |
56. Продольный угол наклона дизеля, …° | ±0,5 | |
57. Поперечный угол наклона дизеля, …° | ±0,5 |
Примечания:
1. При предъявительских и приемо-сдаточных испытаниях следует определять параметры, перечисленные в пп.1, 3, 4, 9, 17, 23, 34, 40, 41, 42 и 47; при периодических кратковременных - в пп.1, 3, 4, 9, 17, 21, 23, 30, 32, 34, 40, 41, 42, 46, 47; при периодических длительных - в пп.1, 3, 4, 9, 11, 17, 19, 21, 23, 30, 32, 34, 40, 41, 42, 46, 47 табл.2.
2. Допускается при предъявительских и приемо-сдаточных испытаниях применять средства измерения параметров, перечисленных в пп.1, 4, 9, 23, 34, 40 и 41, предел основной абсолютной погрешности которых не превышает указанные значения в табл.1 более чем в 2 раза.
3. При испытаниях по определению мощности нетто предел основной абсолютной погрешности средств измерений атмосферного давления по абсолютному значению должна быть не более 0,07 кПа и средств измерений давлений воздуха во впускном коллекторе дизеля без наддува, воздуха перед компрессором (после воздухоочистителя и глушителя шума впуска) дизеля с наддувом и давления отработавших газов в выпускной системе в месте подсоединения устройства стенда для отвода отработавших газов - не более 0,025 кПа.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.2. При наличии двух турбокомпрессоров на дизеле и (или) раздельном подводе отработавших газов к турбине турбокомпрессора давление и температуру отработавших газов следует измерять перед каждой турбиной, а давление наддува после каждого компрессора.
4.3. Атмосферное давление и влажность окружающего воздуха следует измерять в помещении, в котором размещен испытуемый дизель, или в помещении испытательной станции.
Температуру окружающего воздуха определяют в потоке всасываемого воздуха перед входом в впускную трубу, воздухозаборник воздухоочистителя (воздухоочиститель), впускной коллектор, компрессор или устройство для измерения расхода воздуха на расстоянии не более 150 мм от входа.
Температуру воздуха перед вентилятором (радиатором) следует измерять по оси вентилятора на расстоянии 400-450 мм от вентилятора (фронтальной поверхности радиатора).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.3a. Место измерения температуры топлива в топливопроводе стенда:
не должно омываться воздушным потоком от вентилятора;
должно располагаться не ближе 250 мм от входа в систему подачи топлива дизеля и 100 мм от нагретых поверхностей дизеля и его выпускной системы.
Допускается при предъявительских и приемо-сдаточных испытаниях измерять температуру топлива на входе в фильтр грубой очистки топлива (при отсутствии фильтра грубой очистки топлива на дизеле - на входе в топливоподкачивающий насос).
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
4.4. Температуру цилиндров и головок цилиндров дизеля воздушного охлаждения следует измерять на расстоянии не более 2 мм от нагреваемых поверхностей цилиндра и днища головки цилиндра.
4.5. Места измерения вибрации и шума и способы установки вибропреобразователей и микрофонов должны быть указаны в отраслевом стандарте.
4.6. Места и правила отбора проб для измерения выбросов вредных веществ с отработавшими газами - по ГОСТ 17.2.2.05-86, для измерения дымности отработавших газов - по ГОСТ 17.2.2.02-86.
4.7. Рекомендуемые средства измерений - по приложению 2.