ГОСТ Р 50511-93 (ИСО 3006-76, ИСО 3894-77, ИСО 7141-81) Колеса из легких сплавов для пневматических шин. Общие технические условия (принят в качестве межгосударственного стандарта ГОСТ 30599-97 (ИСО 3006-76, ИСО 3894-77, ИСО 7141-81))

4. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ИСПЫТАНИЙ

4.1. Определение механических свойств

Механические свойства колес контролируют на образцах, вырезанных из наиболее нагруженных частей колеса: центральной части, переходной зоны от диска к ободу, обода, обеих бортовых закраин и других, указанных в конструкторской документации. Количество образцов - не менее трех от каждой части колеса.

Показатели механических свойств материалов после нанесения защитно-декоративного покрытия должны соответствовать указанным в п.2.3.

Испытания для контроля механических свойств колес проводят в соответствии с ГОСТ 1497 и ГОСТ 11701.

4.2. Контроль размеров ободьев

Размеры профилей ободьев и длины их окружностей определяют по нормативной документации, утвержденной в установленном порядке.

4.3. Определение сопротивления усталости колес при изгибе с вращением

При испытаниях колес на стенде при нагружении изгибом с вращением моделируют эффект боковых сил, действующих на диск колеса при движении на повороте.

4.3.1. Испытательный стенд состоит из приводного поворотного устройства, обеспечивающего либо вращение колеса под воздействием постоянного изгибающего момента в соответствии с черт.1, либо воздействие вращающегося момента на неподвижное колесо в соответствии с черт.2.


a - колесо с профилем посадочной полки обода 5°


б - колесо с профилем посадочной полки обода 15°

1 - вращающееся основание стенда (планшайба); 2 - зажим обода; 3 - колесо;
 4 - нагрузочный вал; 5 - опора вращения; 6 - детали крепления колеса;
- плечо момента; - вылет обода

Черт.1


a - колесо с профилем посадочной полки обода 5°


б - колесо с профилем посадочной полки обода 15°

1 - детали крепления колеса; 2 - колесо; 3 - зажим обода;
4 - опорная поверхность; 5 - нагрузочный вал; 6 - опора вращения;
  - плечо момента; - вылет обода

Черт.2



Бортовая закраина ободьев колес должна быть неподвижно закреплена на фланце испытательного стенда.

Поверхность фланца нагрузочного вала испытательного стенда должна иметь места крепления, соответствующие присоединительным размерам на ступице автомобиля.

Колеса для испытаний должны быть без защитно-декоративного покрытия.

4.3.2. Нагрузочное устройство в сборе с валом должно быть закреплено на привалочной поверхности диска колеса гайками или болтами (без смазки) с основными присоединительными размерами деталей крепления колеса, применяемыми на автомобиле.

Момент затяжки деталей крепления должен соответствовать заданному изготовителем транспортного средства.

После выполнения минимального количества (10) циклов момент затяжки должен быть не менее 50% первоначального значения.

Допускается проводить в процессе испытаний подтягивание гаек или болтов крепления колес.