ГОСТ 621-87
Группа Д24
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КОЛЬЦА ПОРШНЕВЫЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Общие технические условия
Piston rings for internal combustion engines. General specifications
ОКП 47 5300, 47 5500, 31 2000,
45 6000, 47 9113
Дата введения 1989-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством сельскохозяйственного и тракторного машиностроения
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 17.12.87 N 4585
3. Стандарт соответствует ИСО 6621/3-83 в части основных требований к материалу, а также в части основных размеров и допусков:
ИСО 6622/1-86 - для колец прямоугольного сечения;
ИСО 6623-86 - поршневых колец с проточкой;
ИСО 6624/1-86 - трапецеидальных двусторонних колец;
ИСО 6625-86 - маслосъемных поршневых колец
4. ВЗАМЕН ГОСТ 621-79, ГОСТ 7133-80, ГОСТ 7295-81
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
4.1.1 | |
4.1.2 | |
2.4.1 | |
2.1.4 | |
4.2.1 | |
2.3.3 |
6. ИЗДАНИЕ (сентябрь 2002 г.) с Изменением N 1, утвержденным в феврале 1989 г. (ИУС 5-89)
Настоящий стандарт распространяется на чугунные компрессионные и маслосъемные поршневые кольца двигателей внутреннего сгорания номинальных и ремонтных размеров.
Стандарт не распространяется на поршневые кольца авиационных двигателей.
Пояснения терминов, применяемых в настоящем стандарте, приведены в приложении 1.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
1.1. Классификация типовых конструкций и основные размеры поршневых колец для нового проектирования двигателей - по приложению 2 для колец диаметром свыше 300 мм - по рабочим чертежам.
Допускается совмещать элементы конструкции колец различных типов или применять новые конструктивные решения, а также устанавливать радиальную толщину, высоту и зазор в замке кольца в рабочем состоянии по согласованию между изготовителем и потребителем.
1.2. Ремонтные увеличения диаметров поршневых колец двигателей автомобилей, мотоциклов и мопедов, поставленных на производство после 1 января 1982 г., должны соответствовать указанным в табл.1.
Таблица 1
Группа двигателей | Ремонтные увеличения, мм |
Двигатели автомобилей | 0,5; 0,75*; 1,0; 1,5** |
Двигатели мотоциклов, мотороллеров и мопедов | 0,25; 0,5; 1,0 |
________________
* Применять не рекомендуется.
** Ремонтное увеличение 1,5 мм - для двигателей грузовых автомобилей с монометаллической гильзой.
Примечание. Ремонтное увеличение диаметров колец для тракторных и комбайновых, а также судовых, тепловозных и промышленных дизелей - по рабочим чертежам.
1.1; 1.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.1. Характеристики
2.1.1. Поршневые кольца следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
2.1.2. Характер распределения радиальных давлений кольца на стенку цилиндра - по рабочим чертежам.
2.1.3. Верхние компрессионные кольца для тракторных и комбайновых двигателей должны иметь износостойкое покрытие.
2.1.4. Параметр шероховатости по ГОСТ 2789 должен быть, мкм, не более:
0,63 - для рабочих поверхностей с твердым износостойким покрытием и торцевых поверхностей; на торцевых поверхностях допускается наличие отдельных участков (не более 20% общей поверхности) с параметром шероховатости не более 0,8;
0,80 - для конической торцевой поверхности трапециевидных компрессионных колец; допускается наличие отдельных участков (не более 20% общей поверхности) с параметром шероховатости не более 1,25;
2,50 - для рабочих поверхностей без покрытия.
Внешний вид износостойких пористых покрытий и параметр шероховатости внутренней поверхности и торцов замка - по рабочим чертежам.
2.1.5. Коробление торцевых поверхностей кольца в окружном направлении не должно превышать:
для колец симметричного профиля диаметром до 100 мм - 0,02 мм; св. 100 до 115 мм - 0,03 мм; |
" 115 " 145 мм - 0,04 мм; для колец двигателей автомобилей мотоциклов и мопедов - 0,03 мм; |
" 145 " 210 мм - 0,06 мм; |
" 210 " 300 мм - 0,08 мм, а для колец, имеющих отношение высоты к наружному диаметру менее - по рабочим чертежам; |
для колец несимметричного сечения и маслосъемных для двигателей тракторов, комбайнов, автомобилей, мотоциклов и мопедов: диаметром до 100 мм - 0,06 мм; св. 100 " 145 мм - 0,08 мм; |
для колец диаметром св. 300 мм - по рабочим чертежам.
2.1.4; 2.1.5. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.1.6. Все поршневые кольца с износостойким покрытием для двигателей автомобилей, мотоциклов и мопедов, поставленных на производство после 1 января 1982 г., а также кольца симметричного профиля для тракторных и комбайновых дизелей должны иметь 100%-ный (360°) контакт с поверхностью гладкого кольцевого калибра номинального диаметра.
Все поршневые кольца без износостойкого покрытия для двигателей автомобилей, мотоциклов и мопедов, поставленных на производство после 1 января 1982 г., кольца несимметричного профиля для тракторных и комбайновых дизелей, а также кольца симметричного профиля для судовых, тепловозных и промышленных дизелей должны иметь не менее 90% (324°) контакта с поверхностью калибра при обязательном прилегании на участке 15° с каждой стороны замка.
Контакт может быть непрерывным или точечным (в виде пунктира).
Поршневые кольца несимметричного профиля для судовых, тепловозных и промышленных дизелей должны иметь не менее 85% контакта с поверхностью калибра.
Расположение участков потери контакта кольца с калибром и значения допустимых радиальных зазоров, в том числе для колец двухтактных двигателей, - по рабочим чертежам.
2.1.7. На поверхностях колец не допускаются:
трещины, забоины, рыхлости, следы засоренности инородными включениями и следы коррозии;
раковины и вмятины на участке, ограниченном дугой 30°, расположенном в 180° от замка, на торцевых поверхностях друг над другом и над дренажными пазами, на других участках размером более 0,5 мм и глубиной более 0,3 мм более 3 шт., на рабочей поверхности - на расстоянии менее 10 мм между ними и 0,5 мм от кромок рабочей поверхности кольца;
сколы более 0,5 мм на острых углах замка по внутренней поверхности кольца и на внутренних поверхностях дренажных пазов маслосъемных поршневых колец, а также 0,3 мм на рабочей кромке замка;
след от вывода инструмента глубиной более 0,1 мм и шириной более 0,3 мм на внутренней поверхности кольца.
Видимые признаки - раковины, вмятины, заусенцы, выкрашивание, царапины, газовая сыпь, дефекты шлифования размером до 0,01 мм, для которых не существует экономически обоснованных методов контроля, допускается контролировать визуально.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.1.8. Кольца должны быть размагничены.
2.1.9. Ресурс поршневых колец автотракторных двигателей должен обеспечивать ресурс двигателя, для которого они предназначены.
Ресурс поршневых колец до замены судовых, тепловозных и промышленных дизелей должен обеспечивать ресурс дизеля, для которого они предназначены, до переборки.
2.2. Требования к материалам
2.2.1. Поршневые кольца следует изготовлять из специальных серых чугунов с пластинчатым графитом или из высокопрочных чугунов с шаровидным графитом.
2.2.2. Значение предела прочности должно быть, Н/м (кгс/мм), не менее:
34,3·10 (35) для серого чугуна;
98·10 (100) - для высокопрочного чугуна, 108·10 (110) - для колец автомобильных двигателей.
Предел прочности поршневых колец судовых, тепловозных и промышленных дизелей, изготовляемых из антифрикционного, с шаровидным графитом чугуна, сложнолегированного хромом, никелем, молибденом, медью, марганцем или другими элементами, с содержанием указанных элементов суммарно не менее 2,3% - по техническим условиям и рабочим чертежам на кольца конкретных типов.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2.3. Значение твердости должно быть:
94-112 HRB - для серого чугуна, для колец двигателей автомобилей, мотоциклов и мопедов - не менее 96 HRB;
98-112 HRB - для высокопрочного чугуна, для колец двигателей автомобилей, мотоциклов и мопедов - не менее 100 HRB.
Твердость поршневых колец из высокопрочного чугуна, подвергаемого специальной термической обработке для получения необходимых свойств при изготовлении колец из маслот, с последующим нанесением износостойкого покрытия - по технической документации на кольца конкретных типов, утвержденной в установленном порядке.
Разность показаний твердости в пределах одного кольца не должна быть более 4 единиц HRB.