Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ 27472-87
(СТ СЭВ 5725-86)

Группа Д22

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Средства автотранспортные специализированные

ОХРАНА ТРУДА, ЭРГОНОМИКА

Требования

Specialized road vehicles.
Labour safety, ergonomics. Requirements


ОКП 45 2000

Дата введения 1988-01-01

     

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. ВНЕСЕН Министерством автомобильного транспорта РСФСР

2. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 17.11.87 N 4173 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 5725-86 "Средства автотранспортные специализированные. Охрана труда, эргономика. Требования" введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 01.01.88

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. Срок первой проверки - 1993 г., периодичность проверки - 5 лет

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта

ГОСТ 12.2.003-91

1.1

ГОСТ 12.2.062-81

4.1

ГОСТ 12.2.064-81

2.1

СТ СЭВ 3742-82

2.1

СТ СЭВ 5038-85

4.2



6. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Декабрь 1993 г.


Настоящий стандарт распространяется на органы управления и системы специализированных кузовов автомобилей, прицепов и полуприцепов, предназначенных для перевозки грузов по дорогам общей сети, и устанавливает требования безопасности и эргономики.

Настоящий стандарт не устанавливает требований безопасности к сосудам, работающим под давлением, а также по перевозке опасных и радиоактивных грузов, по защите от поражения электрическим током и по противопожарной защите.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Органы управления и системы специализированных кузовов должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-91.

1.2. Части оборудования, требующие регулярного контроля, ухода, регулирования и (или) технического обслуживания, должны быть легкодоступными и удовлетворять требованиям ремонтопригодности.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ

2.1. Органы управления должны отвечать требованиям ГОСТ 12.2.064-81 и СТ СЭВ 3742-82.

2.2. Органы управления, воздействие на которые одновременно или не в установленной очередности может приводить к аварийной ситуации или повреждению оборудования, должны взаимно блокироваться.

Блокировка не должна распространяться на органы управления, служащие для остановки оборудования или любого его элемента. Конструкция органа управления должна исключать возможность его перемещения из установленного положения вследствие вибрации машины. Органы управления элементами конструкций прерывного действия после прекращения воздействия на них должны вернуться в нейтральное положение в течение не более 1 с. Если резкая остановка может привести к аварийной ситуации или повреждению машины, то это значение может быть повышено до 2 с.

2.3. Органы управления и контрольно-сигнальные устройства специализированных кузовов должны располагаться отдельно от органов управления и контрольно-сигнальных устройств для вождения автомобиля.

2.4. Расположение, размеры и рабочий ход органов управления должны быть подобраны так, чтобы оператор мог воздействовать на них, не изменяя положения туловища. Это требование не относится к редко используемым органам управления.

2.5. Радиус скругления кромок должен быть не менее 3 мм.

2.6. Аварийные органы управления (например, рычаг аварийной остановки) должны быть без зрительного контроля различимыми от других органов управления.

2.7. Ручные органы управления

2.7.1. Кнопки должны иметь рабочую поверхность, в которую можно вписать круг диаметром не менее 12 мм. Диаметр кнопок, предназначенных для большого пальца, должен быть не менее 18 мм. Длина рабочего хода кнопки должна быть от 5 до 10 мм. Расстояние между краями отдельных кнопок должно быть не менее 25 мм. Кнопки с двумя и более фиксированными положениями могут быть расположены в беззазорных рядах; при этом расстояние между краями рядов должно быть не менее 25 мм. Расстояние между кнопками, установленными на открытом или неотапливаемом посту управления, должно быть увеличено на 25 мм.

Размеры и расположение переключателей срабатывающих на прикасание, должны удовлетворять соответствующим требованиям, предъявляемым к кнопкам.

2.7.2. Длина ручки тумблера должна быть не менее 15 мм. Расстояние между переключателями в направлении переключения (в зависимости от длины ручки) должно быть от 40 до 90 мм, а в перпендикулярном направлении, а также от других элементов конструкции - 50 мм. Переключатели, расположенные на открытом или неотапливаемом посту управления, должны иметь расстояния, увеличенные на 25 мм.

2.7.3. Общие требования к клавишам должны соответствовать п.2.8.1. с учетом особенностей их конструкции.

2.7.4. Свободное пространство вокруг поворотных ручек должно быть не менее 35 мм, на неотапливаемых постах управления это значение должно быть увеличено на 25 мм.

2.7.5. Диаметр обода маховика должен быть не менее 15 мм. Максимальный диаметр маховика для работы стоя - 600 мм, для работы сидя - 500 мм. Вокруг обода маховика должно быть свободное пространство не менее 80 мм на закрытых (отапливаемых) постах управления и не менее 100 мм на открытых (неотапливаемых) постах управления.

На маховике допускается применение одной рукоятки, ось которой параллельна оси маховика. В этом случае указанное выше свободное пространство должно быть вокруг рукоятки при любом ее положении.

2.7.6. Длина рычагов должна быть не менее 150 мм.

Максимальный рабочий ход рычагов (с учетом требования п.2.4) должен быть для вертикального рычага при работе стоя - 400 мм (600 мм); при работе сидя - 400 мм (500 мм) (в скобках приведены значения для редко используемых рычагов).

Для горизонтального рычага (направление действия вертикальное) указанные значения должны быть меньше на 100 мм.

Вокруг рукояток рычагов необходимо обеспечить свободное пространство не менее 80 мм во всем диапазоне хода рычага. Расстояние между двумя соседними рычагами должно быть не менее 80 мм. Эти значения на открытом (неотапливаемом) посту управления должны быть увеличены до 100 мм.

2.8. Ножные органы управления

2.8.1 Педали могут применяться только на таких постах управления, где оператор работает сидя. Исключение может составлять одна редко используемая педаль, на которую воздействуют не более 3 с.

Рабочий ход педали не должен превышать 150 мм. Свободное расстояние между рабочими поверхностями педалей должны быть не менее 50 мм. В остальных направлениях свободное пространство вокруг рабочей поверхности должно обеспечивать надежное управление педалью в обуви, предназначенной для использования при работе на данном оборудовании.

Для педалей, на которые во время работы постоянно воздействует масса ноги оператора, вертикальная составляющая минимального усилия должна быть не менее 70 Н.

Рабочая поверхность должна быть перпендикулярной к направлению рабочего хода и иметь коэффициент трения не менее 0,5 при нормальной эксплуатационной загрязненности.

2.9. Индикаторы

2.9.1. Размеры на цифровых и стрелочных индикаторах и высота цифр на электронно-цифровых индикаторах должны соответствовать приведенным в табл.1.

Таблица 1

мм

Расстояние наблюдения

Высота цифр

Длина линий делений

Диаметр шкалы

длинная

средняя

короткая

450

2,5

5,0

3,8

2,5

От 25 до 125

900

3,5

7,0

5,2

3,5

  "  30  "   225

1800

7,0

14,0

10,5

7,0

  "  75  "   450



Скорость изменения значений на электронно-цифровых индикаторах не должна превышать 2 цифры в секунду.

2.9.2. Стрелки, цифры и линии делений должны быть одного цвета, контрастирующего цвету фона циферблата. Применение других контрастирующих цветов допускается для указания допустимых или запрещенных величин, или на многострелочных или многошкальных приборах. На манометрах должно быть обозначено максимально допустимое давление.

2.9.3. Для обозначения режимов работы механизмов, которые могут создавать опасность для находящихся вблизи людей, должны применяться предупреждающие или аварийные световые и (или) акустические сигналы.

2.9.4. Площадь светящейся поверхности световых сигналов, указывающих режимы работы, должна быть не менее 1,1 см и не более 50 см.

2.9.5. Сила света и размещение светового сигнала должны быть такими, чтобы его можно было однозначно распознать и при солнечном освещении. Сигнал не должен ослеплять оператора даже при наиболее неблагоприятных условиях.

2.9.6. Рекомендуется для сигнализации нарушения нормальной работы красный цвет, для сигнализации нормального режима - зеленый. Не допускается применение голубого света в кабине водителя.

2.9.7. Световые индикаторы должны быть расположены в пределах следующих угловых размеров от оси зрения оператора, исходящей из центра монокулярного зрения (точка для измерения обзорности), определенного при помощи антропометрического манекена (основного направления наблюдения):     

1) направо и налево

1,05 рад (60°)

2) вверх

0,79 рад (45°)

3) вниз

0,87 рад (50°)


Цифровые и стрелочные индикаторы должны быть расположены в пределах следующих угловых размеров от оси зрения оператора:

1) направо и налево

0,53 рад (30°)

2) вверх

0,53 рад (30°)

3) вниз

0,79 рад (45°)


В кабине водителя индикаторы могут быть расположены только от 0,26 до 0,87 рад (от 15 до 50°) вниз от уровня глаз водителя, причем они не должны ухудшать обзорности с места водителя.

2.9.8. Акустические индикаторы могут применяться для сигнализации о возникновении пожара, аварийной ситуации, а также в качестве предупреждающего сигнала с целью предотвращения неправильного действия оператора. Применение акустического индикатора для сигнализации нормального режима работы не допускается.

Сила звука акустического сигнала должна превышать уровень эксплуатационного шума на месте наблюдения не менее чем на 10 дБА и (или) его частота должна значительно отличаться от частоты эксплуатационного шума. Преимущественно следует применять это последнее решение. Рекомендуется использовать прерывистый акустический сигнал.

2.10. Освещение

2.10.1. Транспортные средства должны быть оборудованы закрепленными приборами освещения, обеспечивающими освещенность:

1) контрольных приборов;

2) органов управления, не различимых без зрительного контроля;

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs