ГОСТ 23435-79
Группа Д20
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Техническая диагностика
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОРШНЕВЫЕ
Номенклатура диагностических параметров
Technical diagnosis. Piston internal combustion engines.
Nomenclature of diagnosis parameteres
Дата введения 1980-01-01
РАЗРАБОТАН Государственным комитетом СССР по стандартам
ИСПОЛНИТЕЛИ:
И.В.Негребецкий; Д.Д.Багиров, д-р техн. наук; А.М.Харазов, канд. техн. наук; А.П.Болдин, канд. техн. наук; Н.Я.Говорущенко, д-р техн. наук, профессор; В.М.Михлин, д-р техн. наук; О.Д.Климпуш; В.Н.Прокопьев, канд. техн. наук; П.Ш.Петросян (руководители темы); М.В.Чижанов; В.С.Шербушенко; А.М.Филиппов; Б.О.Климец, канд. техн. наук; В.В.Подкопаев; Б.В.Левинсон, канд. техн. наук; В.С.Гернер, канд. техн. наук; Ю.А.Мачинский, канд. техн. наук; С.Г.Вашев; Е.Ф.Турицына; И.В.Рудаков; Н.М.Старовойтов, канд. техн. наук
ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25 января 1979 г. N 227
1. Настоящий стандарт распространяется на автомобильные, тракторные, комбайновые, мотороллерные, мотоциклетные поршневые двигатели внутреннего сгорания (далее двигатели) и устанавливает номенклатуру параметров, используемых при проверке работоспособности и поиске дефектов двигателя в целом и его составных честей.
2. Для проверки работоспособности и прогнозирования безотказности работы двигателя используются параметры, перечисленные в пп.1-5 таблицы, а для поиска дефектов двигателя и его составных частей - параметры, перечисленные в пп.1-66 таблицы.
3. При диагностировании двигателя должны проверяться прямые или соответствующие им косвенные параметры, приведенные в таблице.
.
Диагностический параметр | |
прямой (структурный) | косвенный (функционально зависимый от структурного) |
ДВИГАТЕЛЬ В ЦЕЛОМ | |
1. Эффективная мощность двигателей: | Изменение частоты вращения коленчатого вала при последовательном отключении из работы каждого из цилиндров, с (об/мин). |
автомобильных - по СТ СЭВ 765-77; | Характеристики вибрации, шума или звука м/с (м/с, дБ, дБ·А). |
тракторных и комбайновых - по ГОСТ 18509-73*; | Максимальный крутящий момент коленчатого вала, Н·м (кгс·м). |
________________ | |
мотоциклетных и мотороллерных - по ГОСТ 6253-78 | Ускорение частоты вращения коленчатого вала при разгоне без нагрузки, с (об/мин). |
2. Давление масла в главной масляной магистрали, кПа (кгс/см) | - |
3. Удельный расход топлива, кг/с, кг/Дж (кг/кВт·ч) | - |
4. Содержание окиси углерода в отработавших газах - по ГОСТ 17.2.2.03-77* | - |
________________ * На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52033-2003, здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС". | |
5. Дымность отработавших газов дизелей - по ГОСТ 21393-75* | - |
________________ * На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52160-2003, здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС". | |
ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА | |
6. Зазор между поршнем и кольцом по высоте канавки, мм | Характеристики вибрации, м/с (м/с, дБ) Количество газов, прорвавшихся в картер, или давление газов в картере, м/с или кПа (кгс/см). Расход или падение давления сжатого воздуха, подаваемого в цилиндры, м/с, кПа (кгс/см). Расход масла на угар, кг/ч. Содержание окиси углерода в отработавших газах по ГОСТ 17.2.2.03-77. Дымность отработавших газов - по ГОСТ 21393-75 Давление газов в конце такта сжатия, кПа (кгс/см) |
7. Зазор в стыках поршневых колец, мм | Качественный и количественный состав элементов износа в масле - по ГОСТ 20759-75* |
_______________ | |
8. Зазор между цилиндром (гильзой цилиндра) и поршнем в верхнем поясе, мм | Характеристики вибрации, м/с, (м/с, дБ). Количество газов, прорвавшихся в картер, или давление газов в картере, %, или кПа (кгс/см). Падение давления или расход сжатого воздуха при проверке герметичности надпоршневого пространства, кПа (кгс/см или м/ч). Расход масла на угар, кг/ч. Содержание окиси углерода в отработавших газах - по ГОСТ 17.2.2.03-77. Дымность отработавших газов - по ГОСТ 21393-75. Давление газов в конце такта сжатия, кПа (кгс/см) |
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ | |
9. Зазор между шейками коленчатого вала и коренными подшипниками, мм | Характеристики вибрации, м/с (м/с, дБ). Давление масла в главной масляной магистрали, кПа (кгс/см). Качественный и количественный состав элементов износа в масле - по ГОСТ 20759-75 |
10. 3азор между шейками коленчатого вала и шатунными подшипниками, мм | Свободный ход поршня относительно оси коленчатого вала, мм. Характеристики вибрации, м/с (м/с, дБ). Качественный и количественный состав элементов износа в масле - по ГОСТ 20759-75. |
11. Зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна, мм | Характеристики вибрации, м/с (м/с, дБ) |
12. Осевой зазор в коренных подшипниках коленчатого вала, мм | - |
МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ | |
13. Фазы газораспределения, градус, отсчитанный по углу поворота коленчатого вала, градусы угловые | Характеристики вибрации, м/с (м/с, дБ) |
14. Зазор между распределительным валом и подшипниками, мм | Давление масла в главной масляной магистрали, кПа (кгс/см) |
15. Износ направляющих втулок клапанов, мм | Характеристики вибрации, м/с (м/с, дБ) |
16. Зазор между клапаном и седлом клапана, мм | Характеристики вибрации, м/с (м/с, дБ). Расход или падение давления сжатого воздуха, подаваемого в цилиндры, м/с, кПа (кгс/см). Характеристика изменения во времени разряжения во впускном трубопроводе, кПа/с (мм рт.ст/с). |
17. Зазор между клапаном и приводом клапана, мм | |
18. Зазор между клапаном и коромыслом, мм | |
СИСТЕМА ПИТАНИЯ КАРБЮРАТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | |
19. Удельный расход топлива через жиклеры, кг/Дж (кг/кВт·ч) | Содержание окиси углерода в отработавших газах - по ГОСТ 17.02.02.03-77*. |
20. Уровень топлива в поплавковой камере карбюратора, мм | Содержание окиси углерода в отработавших газах - по ГОСТ 17.02.02.03-77* |
21. Производительность топливного насоса, кг/ч | |
22. Давление топлива после насоса, кПа (кгс/см) | |
23. Загрязненность воздухоочистителя | Содержание окиси углерода в отработавших газах - по ГОСТ 17.02.02.03-77* |
________________ | |
Разряжение во впускном трубопроводе, кПа (мм рт.ст.) | |
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | |
24. Герметичность впускного тракта | Изменение частоты вращения коленчатого вала, с (об/мин). Разряжение во впускном трубопроводе, кПа (мм рт.ст.) |
25. Зазор между втулкой и плунжером топливного насоса, мм | Давление в трубопроводах высокого давления, кПа (кгс/см). Характеристики изменения давления и топливоподачи. Характеристики вибрации, м/с (м/с, дБ) |
26. Зазор между втулкой и поршнем топливоподкачивающего насоса, мм | Давление в топливопроводах низкого давления, кПа (кгс/см). Характеристики вибрации, м/с (м/с, дБ) |
27. Производительность топливного насоса, кг/ч | Характеристики вибрации, м/с (м/с, дБ) Дымность отработавших газов - по ГОСТ 21393-75 |
28. Зазор по разгрузочному пояску нагнетательного клапана, мм | Характеристики вибрации, м/с (м/с, дБ) Остаточное давление в трубопроводе высокого давления, кПа (кгс/см) |
29. Жесткость пружины форсунки, Н/м (кгс/см) | Характеристики вибрации, м/с (м/с, дБ) Остаточное давление в нагнетательном трубопроводе, кПа (кгс/см) Давление начала впрыска, кПа (кгс/см) |
30. Угол опережения впрыска топлива, отсчитанный по углу поворота коленчатого вала, градусы угловые | Характеристики вибрации, м/c (м/с, дБ) Дымность отработавших газов - по ГОСТ 21393-75 |
31. Цикловая подача форсунки, г/цикл (мм/цикл) | Характеристики вибрации, м/с (м/с, дБ) Дымность отработавших газов - по ГОСТ 21393-75 |
32. Неравномерность подачи топлива по секциям топливного насоса, % | - |
СИСТЕМА СМАЗКИ | |
33. Давление масла в главной масляной магистрали, кПа (кгс/см) | - |
34. Производительность масляного насоса, кг/ч | - |
35. Загрязненность масляного фильтра маслоочистителя, по ГОСТ 7155-75 | Перепад давления на фильтре кПа (кгс/см). Загрязненность ротора центрифуги осадком, %. Время выбега ротора центрифуги после полной остановки двигателя, с |
36. Давление срабатывания предохранительного клапана, кПа (кгс/см) | - |
37. Давление срабатывания перепускного клапана, кПа (кгс/см) | - |
СИСТЕМА OXЛАЖДЕНИЯ | |
38. Установившаяся температура охлаждаемых поверхностей двигателя, °С | Характер изменения температуры охлаждаемых поверхностей двигателя, °С/с |
39. Производительность водяного насоса, кг/ч | Установившаяся температура охлаждающей жидкости, °С |
40. Охлаждающая способность теплообменника, Вт/(ч·м·°С), ккал/(ч·м·°С) | Перепад температур на входе и выходе теплообменника, °С |
41. Герметичность системы охлаждения | Скорость падения давления сжатого воздуха в системе охлаждения при проверке герметичности, кПа/с. Утечка охлаждающей жидкости, кг/ч |
42. Разряжение срабатывания воздушного клапана, кПа (мм рт.ст.) | - |
43. Давление срабатывания парового клапана крышки теплообменника, кПа (кгс/см) | - |
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ | |
44. Начальный угол опережения зажигания, угловые градусы | Характеристики электрического напряжения первичной цепи. |
45. Угол опережения зажигания, создаваемый центробежным или вакуумным автоматом, угловые градусы | Характеристики вибрации, м/с (м/с, дБ) |
46. Угол поворота вала двигателя, соответствующий замкнутому состоянию контактов прерывателя, угловые градусы | Характеристики электрического напряжения первичной цепи |
47. Зазор между контактами прерывателя, мм | |
48. Асинхронизм искрообразования, угловые градусы | Характеристики электрического напряжения первичной или вторичной цепи |
49. Зазор между втулкой и валиком распределителя высокого напряжения, мм | Характеристики электрического напряжения первичной или вторичной цепи |
50. Радиальное биение кулачка прерывателя, мм | Характеристики электрического напряжения первичной и вторичной цепи |
51. Электрическая емкость конденсатора, мкф | |
52. Электрическое сопротивление первичной и вторичной обмоток катушки зажигания или трансформатора магнето, Ом | Электрическое напряжение во вторичной цепи, кВ Характеристики электрического напряжения первичной и вторичной цепи |
53. Пробивное напряжение изоляции проводов высокого напряжения по ГОСТ 14869-78 | Характеристики электрического напряжения вторичной цепи |
54. Зазор между электродами свечи, мм | Характеристики электрического напряжения вторичной цепи |
55. Вторичное электрическое напряжение, кВ | |
56. Электрическое сопротивление высоковольтных проводов, Ом | |
57. Электрическое сопротивление изоляции свечи, Ом | |
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ | |
58. Мощность генератора, Вт | Изменение электрического тока и напряжения при изменении частоты вращения ротора, А; В |
59. Прогиб ремня привода генератора, мм | Изменение силы электрического тока и напряжения при изменении частоты вращения ротора, А; В |
60. Напряжение включения реле обратного тока, В | - |
61. Электрическое напряжение, поддерживаемое регулятором напряжения, В | - |
62. Электрическое сопротивление выпрямительного блока в прямом и обратном направлении, Ом | Характеристики электрического напряжения на выходе выпрямительного блока |
63. Мощность стартера, Вт | Сила электрического тока и напряжения на клеммах стартера, А; В Частота вращения коленчатого вала при запуске двигателя, с |
64. Высота щеток стартера, мм | - |
65. Зазор между подшипниками стартера и их посадочными местами, мм | Характеристики вибрации, м/с (м/с, дБ) |
66. Передача приводом стартера крутящего момента | Частота вращения коленчатого вала двигателя при прокручивании его стартером, с |
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 1979