Статус документа
Статус документа

ГОСТ 25645.301-83 Расчеты баллистические искусственных спутников Земли. Методика расчета затрат топлива на маневрирование (с Поправкой)

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методика расчета затрат топлива на поддержание заданных параметров орбиты ИСЗ представлена для следующих случаев движения центра масс ИСЗ (далее - движения ИСЗ):

полет с поддержанием заданной высоты полета;

полет с поддержанием высоты орбиты в заданном диапазоне высот;

спуск с круговой орбиты на Землю.

1.2. В стандарте рассматривают орбиты ИСЗ, близкие к круговым (далее - круговые орбиты). Орбиты ИСЗ принимают кеплеровыми с элементами, равными элементам средней орбиты. Средняя орбита ИСЗ - кеплерова орбита, аппроксимирующая орбиту ИСЗ в нормальном поле притяжения Земли без учета сопротивления атмосферы.

1.3. Параметры движения ИСЗ рассчитывают в невозмущенной атмосфере в орбитальной системе координат для ИСЗ, сохраняющих постоянный баллистический коэффициент согласования действующих на него сил.

Орбитальная система координат () имеет начало в центре масс ИСЗ:

ось направлена по радиусу-вектору ИСЗ в сторону его увеличения;

ось нормальна плоскости орбиты ИСЗ и направлена в сторону, обратную вектору кинетического момента движения ИСЗ;

ось лежит в плоскости орбиты, направлена по нормали к радиусу-вектору, положительное направление ее совпадает с направлением движения ИСЗ.

1.4. Возмущения движения ИСЗ за счет неучета коэффициентов разложения потенциала аномалии поля земного притяжения приняты равными нулю.

1.5. Затраты топлива определяют при плотности атмосферы по ГОСТ 25645.101-83. Для расчета предельных затрат топлива следует учитывать вариации плотности атмосферы, определяемые по ГОСТ 25645.101-83, ГОСТ 25645.102-83 и ГОСТ 25645.115-84.

 

1.6. Расчет затрат топлива проводят по схеме полета ИСЗ, которую разбивают на типовые участки, принимая затраты топлива на этих участках независимыми.

1.7. Затраты топлива на поддержание заданных параметров орбиты состоят из затрат на коррекцию параметров орбиты и на управление движением ИСЗ относительно его центра масс.

При расчете затрат топлива на управление движением ИСЗ его аэродимические коэффициенты в зависимости от ориентации определяют по методике, приведенной в обязательном приложении 1.

1.8. При расчете затрат топлива на поддержание заданной высоты орбиты принимают, что корректирующие импульсы скорости (далее - импульсы скорости) ориентированы по трансверсали, а точки их приложения расположены на линии апсид средней орбиты.

При расчете затрат топлива для спуска с круговой орбиты на Землю принимают, что импульс скорости ориентирован в плоскости орбиты, а угол его наклона определяют из условия минимума затрат характеристической скорости на коррекцию.

1.9. Элементы средней орбиты , , , , а также другие параметры средней орбиты вычисляют через элементы оскулирующей орбиты , , , , взятые в восходящем узле, по формулам (1)-(14), приведенным в табл.1, при значениях параметров Земли , , , , приведенных в справочном приложении 2.

Таблица 1

Наименование параметра

Уравнения для вычисления параметров

Большая полуось средней орбиты

                      (1)

Средний эксцентриситет

(2)

Средний аргумент перигея

, 0°360°           (3)

Функции аргумента перигея

                                        (4)


                   (5)

Средний период

                                        (6)

Радиус перигея средней орбиты

                                        (7)

Радиус апогея средней орбиты

                                          (8)

Абсолютная скорость в перигее средней орбиты

                                      (9)

Абсолютная скорость в апогее средней орбиты

                                    (10)

Средняя высота орбиты

                                      (11)

Средний радиус орбиты

                                              (12)

Средняя скорость на орбите

                                           (13)

Средний радиус Земли при наклонении орбиты

                             (14)


Примечания:

1. Среднее наклонение орбиты

.