Статус документа
Статус документа

ГОСТ 26382-84 Двигатели газотурбинные гражданской авиации. Допустимые уровни вибрации и общие требования к контролю вибрации

1. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ВИБРАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ

1.1. Общие требования

1.1.1. Нормирование вибрации двигателя проводят по составляющим амплитудно-частотного спектра, возникающего в результате взаимодействия сложной механической системы двигателя, имеющей большое число собственных частот и форм колебаний, со случайно связанными между собой различными источниками возбуждения механического и газодинамического происхождения переменной интенсивности.

Частота и амплитуда каждой составляющей спектра характеризуют интенсивность источника возбуждения и вибрационную нагруженность двигателя и его элементов.

1.1.2. В зависимости от источников возбуждения нормируют отдельно вибрацию двигателя с частотой первой роторной гармоники и вибрацию с частотой, отличающейся от частоты первой роторной гармоники.

1.1.3. К числу основных источников возбуждения вибрации двигателя с частотой первой роторной гармоники относят:

массовую неуравновешенность роторов двигателя;

несоосность роторов, соединенных последовательно между собой;

торцевые биения подшипников на цапфах роторов;

аэродинамическую неуравновешенность рабочих ступеней роторов, преимущественно рабочих ступеней вентилятора;

тепловой дисбаланс роторов, вызванный неравномерностью охлаждения остановленного двигателя.

1.1.4. К числу основных источников возбуждения вибрации двигателя с частотой, отличающейся от частоты первой роторной гармоники, относят:

массовую и аэродинамическую неуравновешенность воздушного винта турбовинтового двигателя (ТВД);

окружную неравномерность потока воздуха на входе в двигатель;

несоосность роторов и связывающих их шлицевых соединений;

овальность беговых дорожек подшипников качения опор роторов;

колебательные процессы в проточной части двигателя (пульсация воздуха в воздухозаборнике, пульсация давления газа в камерах сгорания, вызванная несовершенством процесса горения, помпажные явления);

аэродинамическую неуравновешенность от лопастей воздушных винтов ТВД;

массовую неуравновешенность вращающихся элементов в агрегатах;

пульсацию давления рабочих тел гидравлических и пневматических агрегатов;

пульсацию потока воздуха от рабочих лопаток роторов с частотой их следования;

разноразмерность тел качения подшипников опор роторов двигателя;

неравномерность зацепления зубчатых передач редуктора ТВД и коробки приводов агрегатов двигателя и др.

1.1.5. К числу основных внешних источников возбуждения низкочастотной вибрации двигателя относят:

вибрацию самолета (вертолета) при его разбеге, посадке и пробеге, а также в полете при неблагоприятных метеорологических условиях и др.;

массовую и аэродинамическую неуравновешенность несущего и хвостового винтов вертолета;

аэродинамическую неуравновешенность лопастей несущего и хвостового винтов вертолета и др.

1.1.6. Допустимые уровни вибрации двигателя установлены:

в диапазоне частот вибрации от 10 до 2000 Гц;