1.1. Общие требования
1.1.1. Нормирование вибрации двигателя проводят по составляющим амплитудно-частотного спектра, возникающего в результате взаимодействия сложной механической системы двигателя, имеющей большое число собственных частот и форм колебаний, со случайно связанными между собой различными источниками возбуждения механического и газодинамического происхождения переменной интенсивности.
Частота и амплитуда каждой составляющей спектра характеризуют интенсивность источника возбуждения и вибрационную нагруженность двигателя и его элементов.
1.1.2. В зависимости от источников возбуждения нормируют отдельно вибрацию двигателя с частотой первой роторной гармоники и вибрацию с частотой, отличающейся от частоты первой роторной гармоники.
1.1.3. К числу основных источников возбуждения вибрации двигателя с частотой первой роторной гармоники относят:
массовую неуравновешенность роторов двигателя;
несоосность роторов, соединенных последовательно между собой;
торцевые биения подшипников на цапфах роторов;
аэродинамическую неуравновешенность рабочих ступеней роторов, преимущественно рабочих ступеней вентилятора;
тепловой дисбаланс роторов, вызванный неравномерностью охлаждения остановленного двигателя.
1.1.4. К числу основных источников возбуждения вибрации двигателя с частотой, отличающейся от частоты первой роторной гармоники, относят:
массовую и аэродинамическую неуравновешенность воздушного винта турбовинтового двигателя (ТВД);
окружную неравномерность потока воздуха на входе в двигатель;
несоосность роторов и связывающих их шлицевых соединений;
овальность беговых дорожек подшипников качения опор роторов;
колебательные процессы в проточной части двигателя (пульсация воздуха в воздухозаборнике, пульсация давления газа в камерах сгорания, вызванная несовершенством процесса горения, помпажные явления);
аэродинамическую неуравновешенность от лопастей воздушных винтов ТВД;
массовую неуравновешенность вращающихся элементов в агрегатах;
пульсацию давления рабочих тел гидравлических и пневматических агрегатов;
пульсацию потока воздуха от рабочих лопаток роторов с частотой их следования;
разноразмерность тел качения подшипников опор роторов двигателя;
неравномерность зацепления зубчатых передач редуктора ТВД и коробки приводов агрегатов двигателя и др.
1.1.5. К числу основных внешних источников возбуждения низкочастотной вибрации двигателя относят:
вибрацию самолета (вертолета) при его разбеге, посадке и пробеге, а также в полете при неблагоприятных метеорологических условиях и др.;
массовую и аэродинамическую неуравновешенность несущего и хвостового винтов вертолета;
аэродинамическую неуравновешенность лопастей несущего и хвостового винтов вертолета и др.
1.1.6. Допустимые уровни вибрации двигателя установлены:
в диапазоне частот вибрации от 10 до 2000 Гц;