ГОСТ 20296-81
Группа Д10
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Допустимые уровни шума в салонах и кабинах
экипажа и методы измерения шума
Aircraft and helicopter of civil aviation.
Acceptable noise levels in flight decks and in salons
and methods of noise measurement
Дата введения 1982-01-01
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30 марта 1981 г. N 1670
ВЗАМЕН ГОСТ 20296-74
Настоящий стандарт распространяется на самолеты и вертолеты гражданской авиации, задания на разработку или модификацию которых выданы не ранее 1 января 1976 г.
Стандарт устанавливает максимально допустимые уровни шума и методы его измерения на крейсерских режимах полета в салонах, кабинах экипажа и на рабочих местах бортпроводников.
В стандарте учтены требования СТ СЭВ 541-77, МС ИСО 5129 и рекомендаций ИСО Р 1996, ИСО Р 1999 в части критериев оценки и нормирования шума, методов измерения и основных требований к аппаратуре.
1.1. Шум в салонах и кабине экипажа самолета (вертолета), а также на рабочих местах бортпроводников нормируется предельными спектрами уровней звукового давления (дБ) в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000 и 8000 Гц и уровнями звука в дБА.
1.2. Уровни звукового давления на крейсерских режимах полета не должны превышать значений, соответствующих предельным спектрам, указанным в табл.1. Уровни звукового давления в октавных полосах частот, соответствующие этим предельным спектрам, приведены в табл.2.
Таблица 1
Номер предельного спектра | ||||
Место измерения шума | самолетов |
| ||
дальних магистральных | средних и ближних магистральных и сверхзвуковых | местных воздушных линий | ||
Салон класса: | ||||
Первого | ПС-70 | ПС-75 |
|
|
Туристского | ПС-75 | ПС-80 | ||
Экономического | ПС-80 | ПС-80 | ||
Кабина экипажа | ПС-75 | ПС-85 | ||
Рабочие места бортпроводников | ПС-80 | ПС-85 |
Примечания:
1. Категория самолета (дальний, средний, ближний магистральный и местных воздушных линий) определяется в техническом задании на разработку самолета.
2. При уровнях звукового давления в кабинах экипажа вертолетов, соответствующих предельному спектру ПС-85, должны применяться индивидуальные средства защиты от шума, обеспечивающие выполнение требований ГОСТ 12.4.051-78.
Таблица 2
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц | |||||||||
Номер предельного спектра | 31,5 | 63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 |
Уровни звукового давления, дБ | |||||||||
ПС-65 | 99 | 87 | 78 | 72 | 68 | 65 | 63 | 61 | 59 |
ПС-70 | 103 | 91 | 83 | 77 | 73 | 70 | 68 | 66 | 64 |
ПС-75 | 107 | 95 | 88 | 82 | 78 | 75 | 73 | 71 | 69 |
ПС-80 | 110 | 99 | 92 | 87 | 83 | 80 | 78 | 76 | 74 |
ПС-85 | 113 | 103 | 96 | 91 | 88 | 85 | 83 | 81 | 79 |
Примечание. Допускается превышение уровней звукового давления для 10% контрольных точек до уровней следующего нормированного предельного спектра.
1.3. Для повышения комфорта самолетов должны быть приняты меры по снижению уровней шума до значений, соответствующих предельному спектру ПС-65.
1.4. При контрольных измерениях допускается оценка шума по уровням звука в дБА. При этом уровни звука А не должны превышать уровней, указанных в табл.3.
Таблица 3
| Уровни звука в дБА | |||
самолетов |
| |||
дальних магистральных | средних и ближних магистральных и сверхзвуковых | местных воздушных линий | ||
Салон класса: | ||||
первого | 75 | 80 |
|
|
туристского | 80 | 85 | ||
экономического | 85 | 85 | ||
Кабины экипажа | 80 | 90 | ||
Рабочие места бортпроводников | 85 | 90 |
Примечание. Допускается превышение уровней звука А не более чем на 3 дБА для 10% контрольных точек.