3.1. Для создания нормальных условий работы линии в ней должно постоянно поддерживаться заданное давление масла. Поддержание давления осуществляется подпиткой линии маслом в определенных расчетных точках.
Параметры давлений масла и вид подпитывающего устройства маслонаполненных кабелей всех типов приведены в табл.3.1.
Таблица 3.1
Параметры давлений масла и вид подпитывающего устройства
Конструкция кабеля | Параметры давления, МПа (кгс/см) | Вид подпитывающего устройства | ||
длительно допустимое давление | кратковременное давление | давление при аварийном отключении | ||
Низкого давления: | ||||
выпуска до 1970 г. | 0,0245-0,147 (0,25-1,5) | 0,0148-0,294 (0,15-3,0) | 0,0102 (0,11) | Баки питания Баки давления |
по ГОСТ 16441-78 в свинцовой оболочке | 0,0245-0,294 (0,25-3,0) | 0,0148-0,590 (0,15-6,0) | 0,0102 (0,11) | Баки давления |
в алюминиевой оболочке | 0,0245-0,49 (0,25-5,0) | 0,0148-0,980 (0,15-10) | 0,0102 (0,11) | Баки давления |
Среднего давления: | ||||
выпуска до 1970 г. и по ГОСТ 16441-70 | 0,0245-0,294 (0,25-3,0) | 0,0148-0,590 (0,15-6,0) | 0,0102 (0,11) | Баки давления |
Высокого давления: | ||||
выпуска до 1970 г. и по ГОСТ 16441-70 | 1,08-1,57 (11-16) | 0,98-1,76 (10-18) | 0,78 (8,0) | Подпитывающий агрегат |
по ГОСТ 16441-78 110 кВ | 1,08-1,57 (11-16) | 0,98-1,76 (10-18) | 0,490 (5,0) | Подпитывающий агрегат |
по ГОСТ 16441-78 220 кВ и выше | 1,08-1,57 (11-16) | 0,98-1,76 (10-18) | 0,785 (8,0) |
3.2. Подпитка линий низкого давления (см. табл.3.1) осуществляется от баков давления (ранее для этих целей устанавливались баки питания), которые размещаются в подпитывающих пунктах.
На подпитывающих пунктах (рис.5) сосредоточено большое количество подпитывающей аппаратуры. Помещение подпитывающего пункта оборудуется освещением, вентиляцией, насосами для откачки воды.
Рис.5. Подпитывающий пункт, расположенный в колодце стопорных муфт:
1 - асбоцементные трубы; 2 - баки давления; 3 - входные люки; 4 - баки питания; 5 - манометры;
6 - шина заземления; 7 - вентиляционные отверстия; 8 - стопорные муфты;
9 - насос для откачивания воды из колодца
3.3. На линиях низкого давления с кабелями, рассчитанными на длительную работу под давлением 0,0245-0,294-0,490 МПа (0,25-3,0-5,0 кгс/см), при кратковременных переходных режимах допускается давление 0,0148-0,590-0,980 МПа (0,15-6,0-10,0 кгс/см).
При длительном снижении давления масла до 0,0148 МПа (0,15 кгс/см) кабельная линия низкого давления должна быть подпитана и давление в ней должно быть доведено до 0,0245 МПа (0,25 кгс/см) или до минимального расчетного давления в месте измерения. Если после этого давление в линии будет вновь падать, то она должна быть отключена. При этом должны быть выяснены и устранены причины снижения давления, после чего линия может быть вновь включена в работу.
При длительном повышении давления выше максимальных длительно допустимых давлений (см. табл.3.1) вопрос об отключении кабельной линии низкого давления решается главным инженером предприятия, в ведении которого находится линия.
При снижении давления масла до 0,0102 МПа (0,11 кгс/см) кабельная линия низкого давления должна быть аварийно отключена.
3.4. Подпитка линий высокого давления производится от автоматически действующих маслоподпитывающих агрегатов, в которых кроме бака для подпитки линий имеются нагнетательные маслонасосы, масляные коллекторы (для групповой подпитки линий), сильфонные вентили и другая аппаратура.
На кабельных линиях высокого давления, рассчитанных на длительную работу под внутренним давлением масла в пределах 1,08-1,57 МПа (11,0-16 кгс/см), при переходных тепловых режимах допускается кратковременное изменение давления в пределах 0,980-1,76 МПа (10,0-18,0 кгс/см).
При давлении масла, равном 0,490 МПа (5 кгс/см) для кабелей 110 кВ и 0,785 МПа (8 кгс/см) для кабелей 220 кВ и выше, производится автоматическое отключение линии.
3.5. В процессе эксплуатации должен осуществляться постоянный контроль за характеристиками масла.
3.6. Основными показателями состояния изоляции маслонаполненной кабельной линии является совокупность характеристик проб масла, систематически отбираемых из различных элементов линии, а также испытание линии на содержание нерастворенного и растворенного газа в масле.
3.7. Отбираемые пробы масла подвергаются проверкам в соответствии с "Нормами испытания электрооборудования".
3.8. Диэлектрические потери вызывают не только старение масла (окисление, полимеризацию), но и дополнительный нагрев изоляции. В кабелях 110 кВ и особенно 220 кВ и выше этот дополнительный нагрев может заметно влиять на пропускную способность линий.
Рост диэлектрических потерь в масле не вызывает немедленного изменения диэлектрических характеристик кабельной изоляции в целом, но заметное старение масла и ухудшение его диэлектрических свойств может постепенно привести к ухудшению характеристик всего бумажного пропитанного изолирующего слоя кабеля.
3.9. Определение тангенса угла диэлектрических потерь в пробах масла производится с помощью стационарных мостов переменного тока. Испытания проводятся при температурах, близких к рабочим (обычно при 100 °С) в специальном сосуде (приложение 4).