Статус документа
Статус документа


ГОСТ 23550-79

Группа Д00

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОРШНЕВЫЕ

Обозначение и нумерация цилиндров

Reciprecating internal combustions engines. Designation of cylinders

     

МКС 43.060
ОКП 45 6000, 47 5000

Дата введения 1981-01-01



Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 5 апреля 1979 г. N 1239 дата введения установлена 01.01.81

Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 23.05.90 N 1260

ИЗДАНИЕ (декабрь 2002 г.) с Изменением N 1, утвержденным в декабре 1983 г. (ИУС 3-84)

1. Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые поршневые двигатели внутреннего сгорания (далее - двигатели) и устанавливает обозначение и нумерацию цилиндров двигателя.

Стандарт не распространяется на авиационные двигатели.

Стандарт соответствует международному стандарту ИСО 1205* в части судовых, тепловозных и промышленных двигателей.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

          

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3882-82.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2. Для определения обозначения цилиндров судовых, тепловозных и промышленных двигателей наблюдатель должен располагаться на воображаемом продолжении оси коленчатого вала со стороны фланца вала основного отбора мощности.

3. Для определения обозначения цилиндров автомобильных, тракторных и комбайновых двигателей наблюдатель должен располагаться на воображаемом продолжении оси коленчатого вала со стороны, противоположной фланцу вала основного отбора мощности.

4. Местонахождение наблюдателя у двигателей, у которых отбор мощности производится с обоих концов коленчатого вала или нескольких валов через встроенный редуктор, должно определяться в зависимости от назначения двигателя.

При равнозначном отборе мощности с обоих концов вала двигателя местонахождение наблюдателя устанавливает предприятие-изготовитель.

5. Обозначение цилиндров судовых, тепловозных и промышленных двигателей.

5.1. Обозначение цилиндров однорядного двигателя должно производиться цифрами 1, 2, 3..., начиная от наблюдателя к противоположному концу двигателя, в соответствии с черт.1. приложения 1.

5.2. Обозначение цилиндров многорядного двигателя должно производиться с помощью символов, состоящих из заглавной буквы латинского алфавита, обозначающей ряд цилиндров, и цифры, указывающей порядковый номер цилиндра в соответствующем ряду. Начинать следует от наблюдателя и производить обозначение в соответствии с черт.2-7 приложения 1.

5.3. Последовательность обозначения рядов цилиндров многорядного двигателя следует начинать с ряда, который первым пересекается воображаемой базовой полуплоскостью, вращающейся по часовой стрелке, с осью, совпадающей с осью коленчатого вала двигателя. При этом первый ряд цилиндров, включая ряд цилиндров при ее начальном положении, должен обозначаться буквой , а цилиндры этого ряда - , , ; второй ряд - , а цилиндры этого ряда - , , ; третий ряд - и т.д.

Начальным положением полуплоскости следует считать ее горизонтальное левое положение относительно наблюдателя (соответствует положению стрелки часов, направленной на цифру 9).

5.4. У многорядных двигателей с несколькими коленчатыми валами (двигатели с противоположно движущимися поршнями) осью вращения полуплоскости следует считать ось вала основного отбора мощности, на который передается общая (суммарная) мощность со всех цилиндров двигателя в соответствии с черт.8 приложения 1.

5.5. У звездообразного двигателя используются символы многорядного двигателя в соответствии с черт.9 приложения 1.

5.6. У двигателя с вертикальным расположением коленчатого вала, в связи с невозможностью установления воображаемой полуплоскости соответственно положению стрелки часов, направленной на цифру 9, обозначение цилиндров, как и у многорядных двигателей, производится по часовой стрелке, начиная отсчет рядов от навешенного на двигатель устройства или агрегата, указанного предприятием-изготовителем (например топливного насоса в соответствии с черт.10 приложения 1).

6. Обозначение цилиндров автомобильных, тракторных и комбайновых двигателей

6.1. Обозначение цилиндров однорядного двигателя должно производиться цифрами 1, 2, 3..., начиная от наблюдателя к противоположному концу двигателя, в соответствии с черт.11 приложения 2.

6.2. Обозначение цилиндров многорядных двигателей с -, -, -образным и иным расположением цилиндров - сквозное и производится цифрами от наблюдателя к противоположному концу двигателя: первого ряда 1, 2, 3..., далее следующего ряда по часовой стрелке, продолжая также от наблюдателя , , ..., затем следующего , , , ... и т.д. в соответствии с черт.12-15 приложения 2.

Обозначение следует начинать с ряда, который первым пересекается воображаемой базовой полуплоскостью, вращающейся по часовой стрелке, с осью, совпадающей с осью коленчатого вала. Начальным положением полуплоскости считается ее горизонтальное левое относительно наблюдателя положение.

7. При использовании судовых, тепловозных и промышленных двигателей в качестве автомобильных, тракторных или комбайновых и наоборот обозначение цилиндров устанавливается в соответствии с областью применения двигателя.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное

     
ОБОЗНАЧЕНИЯ ЦИЛИНДРОВ СУДОВЫХ, ТЕПЛОВОЗНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ






ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное

     
Обозначение цилиндров автомобильных, тракторных и комбайновых двигателей





Черт.15

     

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2003

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs