1.1. Рельсы следует изготовлять из мартеновской полностью раскисленной спокойной стали в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
Конструкция и размеры - по ГОСТ 9798-85 и ГОСТ 9797-85.
Химический состав стали марки М68 должен соответствовать нормам, указанным в таблице.
Содержание элементов, % | |||||
Углерод | Марганец | Кремний | Фосфор, не более | Сера, не более | Ванадий |
0,62-0,73 | 0,70-1,00 | 0,13-0,28 | 0,035 | 0,045 | 0,03-0,07 |
Примечание. В обозначении марки стали буква М указывает способ выплавки стали (мартеновский), цифра - среднее содержание углерода в сотых долях процента.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.2. Механические свойства стали для рельсов при испытаниях на растяжение должны быть, не менее:
824 Н/мм (84 кгс/мм) - временное сопротивление;
7,0% - относительное удлинение.
При временном сопротивлении 883 Н/мм (90 кгс/мм) и более допускается относительное удлинение не менее 6,0%.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
1.3. Пробный отрезок рельса для испытания на статический изгиб должен выдерживать без излома и признаков разрушения (трещин, выколов в пролете и на опорах) изгиб до получения остаточного прогиба на угол 20° (внешний).
1.4. В рельсах не допускается наличие флокенов.
Отсутствие флокенов в рельсах должно быть обеспечено соответствующим технологическим процессом.
1.5. Обжатый слиток (блюмс) и прокатанная из него рельсовая полоса должны быть обрезаны до полного удаления усадочной раковины и вредной ликвационной зоны. В рельсах не должно быть других вредных неоднородностей макроструктуры (пятнистой ликвации, пузырей, пористости, заворотов корок, белых и темных пятен, металлических и неметаллических включений (засоров) и т.п.).
1.6. После полного остывания рельсов допускается равномерная кривизна по всей их длине в вертикальной плоскости со стрелой прогиба не более длины рельса.
1.7. После полного остывания рельсы могут быть подвергнуты холодной правке на роликоправильных машинах и штемпельных прессах. Не допускается проводить повторную холодную правку рельсов на роликоправильных машинах в одной и той же плоскости.
1.8. После окончания холодной правки допускается:
равномерная кривизна рельсов со стрелой прогиба в вертикальной плоскости - не более , в горизонтальной плоскости - не более их длины;
одиночные местные деформации (прогибы) не более 0,5 мм, определяемые между линейкой длиной 1 м и поверхностью рельса;
концевые искривления в вертикальной плоскости - не более 1 мм, в горизонтальной плоскости в сторону малого плеча подошвы - не более 2 мм, в сторону большего плеча подошвы - не более 5 мм.
1.9. Не допускается волнистость или скручивание рельсов. Рельсы считают скрученными, если при измерении их на контрольном стеллаже на концах имеются зазоры между подошвой рельса и стеллажом (по диагонали) более длины рельса.