Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ 18232-83

Группа В42

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

РЕЛЬСЫ КОНТРРЕЛЬСОВЫЕ

Технические условия

Guard rails. Specifications



ОКП 09 2100

Срок действия с 01.01.85
до 01.01.90*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации
(ИУС N 4, 1994 год). - Примечание изготовителя базы данных.



РАЗРАБОТАН Министерством путей сообщения

ИСПОЛНИТЕЛИ

И.С.Баулин, В.Н.Дьяконов, А.В.Великанов, В.А.Рейхарт, В.Н.Капорцев, Л.И.Ченяков, Н.Ф.Левченко, М.С.Гордиенко, Ю.М.Топтыгин

ВНЕСЕН Министерством путей сообщения

Зам. министра Б.А.Морозов

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 6 октября 1983 г. N 4799

ВЗАМЕН ГОСТ 18232-72

ВНЕСЕНЫ: Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.07.87 N 3183 с 01.12.87, Изменение N 2, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.02.89 N 348 с 01.09.89, Изменение N 3, принятое Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 6 от 21.10.94). Государство-разработчик Россия. Постановлением Госстандарта России от 13.04.98 N 112 введено в действие на территории РФ с 01.09.98

Изменения N 1, 2, 3 внесены изготовителем базы данных по тексту ИУС N 12, 1987 год, ИУС N 5, 1989 год, ИУС N 7, 1998 год


Настоящий стандарт распространяется на рельсы контррельсовые (далее - рельсы) типов РК75, РК65 и РК50, применяемые в конструкциях верхнего строения пути с железнодорожными рельсами широкой колеи.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Рельсы следует изготовлять из мартеновской полностью раскисленной спокойной стали в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Конструкция и размеры - по ГОСТ 9798-85 и ГОСТ 9797-85.

Химический состав стали марки М68 должен соответствовать нормам, указанным в таблице.

Содержание элементов, %

Углерод

Марганец

Кремний

Фосфор, не более

Сера, не более

Ванадий

0,62-0,73

0,70-1,00

0,13-0,28

0,035

0,045

0,03-0,07



Примечание. В обозначении марки стали буква М указывает способ выплавки стали (мартеновский), цифра - среднее содержание углерода в сотых долях процента.


(Измененная редакция, Изм. N 1).          

1.2. Механические свойства стали для рельсов при испытаниях на растяжение должны быть, не менее:

824 Н/мм (84 кгс/мм) - временное сопротивление;

7,0% - относительное удлинение.

При временном сопротивлении 883 Н/мм (90 кгс/мм) и более допускается относительное удлинение не менее 6,0%.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

1.3. Пробный отрезок рельса для испытания на статический изгиб должен выдерживать без излома и признаков разрушения (трещин, выколов в пролете и на опорах) изгиб до получения остаточного прогиба на угол 20° (внешний).

1.4. В рельсах не допускается наличие флокенов.

Отсутствие флокенов в рельсах должно быть обеспечено соответствующим технологическим процессом.

1.5. Обжатый слиток (блюмс) и прокатанная из него рельсовая полоса должны быть обрезаны до полного удаления усадочной раковины и вредной ликвационной зоны. В рельсах не должно быть других вредных неоднородностей макроструктуры (пятнистой ликвации, пузырей, пористости, заворотов корок, белых и темных пятен, металлических и неметаллических включений (засоров) и т.п.).

1.6. После полного остывания рельсов допускается равномерная кривизна по всей их длине в вертикальной плоскости со стрелой прогиба не более длины рельса.

1.7. После полного остывания рельсы могут быть подвергнуты холодной правке на роликоправильных машинах и штемпельных прессах. Не допускается проводить повторную холодную правку рельсов на роликоправильных машинах в одной и той же плоскости.

1.8. После окончания холодной правки допускается:

равномерная кривизна рельсов со стрелой прогиба в вертикальной плоскости - не более , в горизонтальной плоскости - не более их длины;

одиночные местные деформации (прогибы) не более 0,5 мм, определяемые между линейкой длиной 1 м и поверхностью рельса;

концевые искривления в вертикальной плоскости - не более 1 мм, в горизонтальной плоскости в сторону малого плеча подошвы - не более 2 мм, в сторону большего плеча подошвы - не более 5 мм.

1.9. Не допускается волнистость или скручивание рельсов. Рельсы считают скрученными, если при измерении их на контрольном стеллаже на концах имеются зазоры между подошвой рельса и стеллажом (по диагонали) более длины рельса.

1.10. Равномерная вогнутость или выпуклость подошвы по отношению к ее краям - не более 0,5 мм.

1.11. Поверхность рельсов должна быть без раскатанных загрязнений, пузырей, трещин, рванин, плен, закатов, морщин, подрезов, рябизны, рисок и отпечатков.

На поверхностях верхней половины профиля рельсов допускаются:

а) одиночные раскатанные пузыри глубиной не более 0,3 мм и длиной не более 1 м, продольные риски и морщины глубиной не более 0,3 мм;

б) единичные пологие зачистки плен, рванин, продольных и поперечных рисок, отпечатков, выступов и рябизны глубиной не более 0,5 мм, на остальной части поверхности профиля рельсов допускаются вышеперечисленные дефекты глубиной - не более 1 мм.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

1.12. На нижней поверхности подошвы, на рабочей боковой поверхности головки и шейки (со стороны малого плеча подошвы) допускаются отпечатки (выступы) от выкрашивания прокатных валков высотой не более 0,3 мм, а на остальных частях поверхности - не более 0,5 мм. Отпечатки больших размеров допускается удалять опиливанием или шлифовкой.

1.13. Торцы рельсов должны быть перпендикулярны к продольной оси рельсов. Перекос в торцах не должен превышать 2 мм при измерении в любом направлении. Не допускается рубка, ломка, газопламенная или электродуговая резка рельсов.

Рельсы, упавшие с высоты более 1,0 м, считают не соответствующими требованиям настоящего стандарта.

1.14. Торцы рельсов должны быть отфрезерованы. По согласованию между предприятием-изготовителем и заказчиком (потребителем) допускается изготовлять рельсы без фрезеровки их торцов. Заусенцы у нефрезерованных торцов рельсов не должны быть более 3 мм. Заусенцы более 3 мм следует удалять обрубкой, опиливанием или абразивной зачисткой.

1.15. К первому сорту относят рельсы, соответствующие требованиям пп.1.1-1.14.

1.16. Ко второму сорту относят рельсы, имеющие хотя бы одно из следующих отклонений от требований пп.1.1 -1.14:

а) по содержанию в стали: углерода до ±0,03%, марганца до ±0,10%, кремния до ±0,03%, фосфора до ±0,005%, серы до +0,01%.

б) по временному сопротивлению - до минус 98,1 Н/мм (10 кгс/мм), по относительному удлинению - до минус 2,0 абс.%;

в) по стреле прогиба до холодной правки, превышающей не более чем вдвое указанную в п.1.6;

г) по размерам, превышающим не более чем вдвое предельные отклонения для рельсов данного типа;

д) по кривизне в горизонтальной и вертикальной плоскостях и на концах, превышающей не более чем вдвое предельные отклонения, указанные в п.1.8;

е) по наружным дефектам, пологим зачисткам, отпечаткам от выкрашивания валков, по выпуклости и вогнутости подошвы по отношению к ее краям, превышающим не более чем вдвое отклонения, указанные в пп.1.10-1-12.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

1.17. Допускается газопламенная или электродуговая обрезка концов рельсов второго сорта с припуском, обеспечивающим удаление зон термического влияния.

1.18. Не допускается укладывать рельсы второго сорта на путях Министерства путей сообщения (МПС). Рельсы второго сорта допускается использовать на промышленных путях.

2. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

2.1. Для проверки соответствия требованиям настоящего стандарта рельсы подвергают приемо-сдаточным испытаниям, в процессе которых проверяют:

химический состав стали (пп.1.1, 1.16);

механические свойства стали (пп.1.2, 1.16);

прочность рельсов при статическом изгибе (п.1.3);

отсутствие флокенов в рельсах (п.1.4);

макроструктуру рельсов (п.1.5) по ГОСТ 24182-80*;

_______________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51685-2000, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.


состояние поверхности, прямолинейности и размеров рельсов (пп.1.6-1.16).

2.2. При приемо-сдаточных испытаниях контролируют качество каждой плавки рельсов. Если рельсовую сталь выплавляют в мартеновских печах большого объема и разливают в два ковша, каждый ковш считают самостоятельной плавкой. Рельсы из слитков одной и той же плавки, прокатанные с разрывом по времени свыше 8 ч, подвергают испытаниям как рельсы разных плавок.

2.3. Контролю состояния поверхности, прямолинейности, скрученности и размеров рельсов должен подвергаться каждый рельс.

2.4. При несоответствии рельсов химическому составу стали хотя бы одному требованию пп.1.1 и 1.16 все рельсы данной плавки считают не соответствующими требованиям настоящего стандарта.

2.5. Испытанию на растяжение по ГОСТ 1497-84 должен подвергаться один образец от рельсов каждой второй плавки.

Если результаты испытания не соответствуют требованиям, указанным в п.1.2, то проводят повторное испытание на растяжение двух образцов, вырезанных по указанию инспекции МПС из двух головных рельсов с клеймом 1 той же плавки.

При неудовлетворительных результатах повторного испытания хотя бы одного образца на соответствие требованиям пп.1.2 и 1.16 все головные рельсы данной плавки с клеймом 1 должны быть признаны не соответствующими требованиям настоящего стандарта.

Третьему испытанию подвергают два образца, вырезанных по указанию инспекции МПС, из противоположных концов тех же головных рельсов с клеймом 1 или от усадочных концов головных рельсов с клеймом 2.

При удовлетворительных результатах третьего испытания по требованиям пп.1.2 и 1.16 все рельсы такой плавки, кроме головных рельсов с клеймом 1, считают соответствующими требованиям настоящего стандарта.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs