ГОСТ 18232-83
Группа В42
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
РЕЛЬСЫ КОНТРРЕЛЬСОВЫЕ
Технические условия
Guard rails. Specifications
ОКП 09 2100
Срок действия с 01.01.85
до 01.01.90*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации
(ИУС N 4, 1994 год). - Примечание изготовителя базы данных.
РАЗРАБОТАН Министерством путей сообщения
ИСПОЛНИТЕЛИ
И.С.Баулин, В.Н.Дьяконов, А.В.Великанов, В.А.Рейхарт, В.Н.Капорцев, Л.И.Ченяков, Н.Ф.Левченко, М.С.Гордиенко, Ю.М.Топтыгин
ВНЕСЕН Министерством путей сообщения
Зам. министра Б.А.Морозов
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 6 октября 1983 г. N 4799
ВЗАМЕН ГОСТ 18232-72
ВНЕСЕНЫ: Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.07.87 N 3183 с 01.12.87, Изменение N 2, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.02.89 N 348 с 01.09.89, Изменение N 3, принятое Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 6 от 21.10.94). Государство-разработчик Россия. Постановлением Госстандарта России от 13.04.98 N 112 введено в действие на территории РФ с 01.09.98
Изменения N 1, 2, 3 внесены изготовителем базы данных по тексту ИУС N 12, 1987 год, ИУС N 5, 1989 год, ИУС N 7, 1998 год
Настоящий стандарт распространяется на рельсы контррельсовые (далее - рельсы) типов РК75, РК65 и РК50, применяемые в конструкциях верхнего строения пути с железнодорожными рельсами широкой колеи.
1.1. Рельсы следует изготовлять из мартеновской полностью раскисленной спокойной стали в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
Конструкция и размеры - по ГОСТ 9798-85 и ГОСТ 9797-85.
Химический состав стали марки М68 должен соответствовать нормам, указанным в таблице.
Содержание элементов, % | |||||
Углерод | Марганец | Кремний | Фосфор, не более | Сера, не более | Ванадий |
0,62-0,73 | 0,70-1,00 | 0,13-0,28 | 0,035 | 0,045 | 0,03-0,07 |
Примечание. В обозначении марки стали буква М указывает способ выплавки стали (мартеновский), цифра - среднее содержание углерода в сотых долях процента.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.2. Механические свойства стали для рельсов при испытаниях на растяжение должны быть, не менее:
824 Н/мм (84 кгс/мм) - временное сопротивление;
7,0% - относительное удлинение.
При временном сопротивлении 883 Н/мм (90 кгс/мм) и более допускается относительное удлинение не менее 6,0%.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
1.3. Пробный отрезок рельса для испытания на статический изгиб должен выдерживать без излома и признаков разрушения (трещин, выколов в пролете и на опорах) изгиб до получения остаточного прогиба на угол 20° (внешний).
1.4. В рельсах не допускается наличие флокенов.
Отсутствие флокенов в рельсах должно быть обеспечено соответствующим технологическим процессом.
1.5. Обжатый слиток (блюмс) и прокатанная из него рельсовая полоса должны быть обрезаны до полного удаления усадочной раковины и вредной ликвационной зоны. В рельсах не должно быть других вредных неоднородностей макроструктуры (пятнистой ликвации, пузырей, пористости, заворотов корок, белых и темных пятен, металлических и неметаллических включений (засоров) и т.п.).
1.6. После полного остывания рельсов допускается равномерная кривизна по всей их длине в вертикальной плоскости со стрелой прогиба не более длины рельса.
1.7. После полного остывания рельсы могут быть подвергнуты холодной правке на роликоправильных машинах и штемпельных прессах. Не допускается проводить повторную холодную правку рельсов на роликоправильных машинах в одной и той же плоскости.
1.8. После окончания холодной правки допускается:
равномерная кривизна рельсов со стрелой прогиба в вертикальной плоскости - не более , в горизонтальной плоскости - не более их длины;
одиночные местные деформации (прогибы) не более 0,5 мм, определяемые между линейкой длиной 1 м и поверхностью рельса;
концевые искривления в вертикальной плоскости - не более 1 мм, в горизонтальной плоскости в сторону малого плеча подошвы - не более 2 мм, в сторону большего плеча подошвы - не более 5 мм.
1.9. Не допускается волнистость или скручивание рельсов. Рельсы считают скрученными, если при измерении их на контрольном стеллаже на концах имеются зазоры между подошвой рельса и стеллажом (по диагонали) более длины рельса.