4.1 Черновые оси изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта по чертежам, утвержденным в установленном порядке.
4.2 Черновые оси изготавливают из осевых заготовок по ГОСТ 4728 или из слитков той же стали.
4.3 Черновые оси изготавливают методами ковки, штамповки, винтовой прокатки или радиально-ротационного горячего деформирования.
4.4 Степень укова или обжатия металла от слитка должна быть при изготовлении черновых осей для вагонов магистральных железных дорог и локомотивных осей не менее 3, а для осей вагонов метрополитена - не менее 5.
4.5 Черновые оси для локомотивов, моторных вагонов, изготовленные ковкой, должны иметь технологический припуск для изготовления образцов; диаметр припуска должен быть не менее диаметра конца черновой оси. Допускается во время ковки припуск надрубить.
4.4, 4.5 (Измененная редакция, Изм. N 1).
4.6 После формообразования черновые оси должны быть подвергнуты нормализации или нормализации с отпуском. Все термические операции должны осуществляться при автоматической регистрации заданных режимов.
4.7 Механические свойства металла термически обработанных черновых осей должны соответствовать указанным в таблице 1.
Таблица 1
Временное сопротивление при растяжении , Н/мм (кгс/мм) | Относительное удлинение , не менее | Ударная вязкость при 20 °С KCU, Дж/см (кгс·м/см) | |
Среднее значение, | Минимальное значение | ||
Образцы из подступичной части | |||
580,0-615,0 (59,0-62,5) | 20,0 | 49,0 (5,0) | 34,0 (3,5) |
620,0-645,0 (63,0-65,5) | 19,0 | 39,0 (4,0) | 29,0 (3,0) |
650,0 (66,0) и более | 18,0 | 34,0 (3,5) | 29,0 (3,0) |
Образцы из шейки или технологического припуска | |||
605,0-625,0 (61,5-63,5) | 20,0 | 54,0 (5,5) | 39,0 (4,0) |
630,0 (64,0) и более | 19,0 | 44,0 (4,5) | 34,0 (3,5) |
При получении неудовлетворительных результатов испытаний на образцах из технологического припуска шейки или из самой шейки допускается проводить испытания на образцах из подступичной части.
Примечание - При изготовлении черновых осей методом винтовой прокатки или свободной ковки нормы для образцов из шейки или технологического припуска такие же, как и для образцов из подступичной части.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.8 Правку черновых осей проводят в горячем состоянии после нагрева под нормализацию или после отдельного нагрева до температуры не выше 700 °С без последующей термообработки. Температура в конце процесса правки должна быть не ниже 600 °С.
4.9 Радиальное биение поверхности черновых осей (шеек и средней части) относительно поверхности подступичных частей не должно превышать поля допуска на диаметральные размеры.
4.10 На поверхности черновых осей, подлежащих дальнейшей обработке у потребителя, окалина должна быть удалена, глубина залегания дефектов не должна превышать 75% одностороннего фактического припуска на обработку черновых осей. Для определения глубины залегания видимых дефектов предприятие-изготовитель должно делать пробные местные вырубки (зарубки). Допускается по согласованию с потребителем изготовлять катаные черновые оси с глубиной залегания наружных пороков до 85% одностороннего фактического припуска на обработку.
На поверхности черновых осей, изготовленных винтовой прокаткой, допускается винтовой след от валков, высота которого не входит в поле предельных отклонений по диаметру.
4.11 Не допускаются флокены, несплошности, инородные металлические и неметаллические включения, следы усадочной раковины, а также дефекты макроструктуры, превышающие требования ГОСТ 4728. Не допускаются светлые пятна на поверхности изломов разрывных образцов.
Для локомотивных черновых сверленых осей допускается наличие центральной осевой рыхлости, если она распространяется от центра на расстояние не более 0,7 радиуса отверстия.
4.12 Черновые оси должны прозвучиваться в продольном направлении. При этом затухание ультразвуковых колебаний на частоте 2,5 мГц не должно превышать 46 дБ.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.13 Балл неметаллических включений в стали (кроме недеформирующихся силикатов) должен быть не более 4 по ГОСТ 1778.
4.14 В металле черновых осей не допускаются волосовины, выявляемые на окончательно обработанных осях, превышающие нормы, установленные в стандартах на готовые оси.
4.15 На каждой черновой оси в горячем состоянии должны быть четко выбиты знаки высотой 10-15 мм и глубиной 1-3 мм в следующем порядке (через тире или с промежутками).
4.15.1 Для черновых осей, изготовленных винтовой прокаткой и из осевых заготовок: