МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПС
1. Оценка качеств ПС проводится на фазах жизненного цикла (табл.1) и включает выбор номенклатуры показателей, их оценку и сопоставление значений показателей, полученных в результате сравнения с базовыми значениями.
2. Показатели качества объединены в систему из четырех уровней. Каждый вышестоящий уровень содержит в качестве составляющих показатели нижестоящих уровней. Допускается вводить дополнительные показатели на каждом из уровней.
2.1. Для обеспечения возможности получения интегральной оценки по группам показателей качества используют факторы качества (1-й уровень): надежность ПС, сопровождаемость, удобство применения, эффективность, универсальность (гибкость) и корректность.
2.2. Каждому фактору качества соответствует определенный набор критериев качества (комплексные показатели - 2-й уровень): устойчивость функционирования, работоспособность, структурность, простота конструкции, наглядность, повторяемость, легкость освоения, доступность эксплуатационных программных документов, удобство эксплуатации и обслуживания, уровень автоматизации, временная эффективность, ресурсоемкость, гибкость, мобильность, модифицируемость, полнота реализации, согласованность, логическая корректность, проверенность.
2.3. Критерии качества определяют одной или несколькими метриками (3-й уровень). Если критерий качества определяется одной метрикой, то уровень метрики опускается.
2.4. Метрики составляются из оценочных элементов (единичных показателей - 4-й уровень), определяющих заданное в метрике свойство. Число оценочных элементов, входящих в метрику не ограничено. Взаимосвязь факторов, критериев и метрик с фазами жизненного цикла ПС приведена на черт.1-20.
2.5. Выбор оценочных элементов в метрике зависит от функционального назначения оценочного элемента и определяется с учетом данных, полученных при проведении испытаний различных видов, а также по результатам эксплуатации ПС.
2.6. Для накопления информации об оценочных элементах формируется справочник оценочных элементов (табл.5-10) на основе ранее полученных данных о качестве аналогичных ПС.
3. Оценка качества ПС проводится в определенной последовательности.
3.1. На фазе анализа проводится выбор показателей и их базовых значений.
Таблица 4
Фазы жизненного цикла ПС
Процесс | Фаза | Подфаза | Результат |
Разработка | Анализ | - | Определение требований. Спецификация требований. Техническое задание |
Проектирование | Логическое проектирование | Логический проект (функциональный проект). Программно-технический проект: системы, программ, модулей, документации | |
Реализация | - | Модули Программы Система Средства тестирования Дополняющая документация | |
Тестирование | - | Тестирование модуля, программы системы, дополняющая документация. Сдача в фонд (при необходимости) | |
Изготовление | Выпуск | Программное средство в форме, готовой для поставки. Документация. Правила внесения изменений | |
Испытания | Установленное ПС Организация применения Отчет об испытаниях. Отзыв пользователя | ||
Применение | Внедрение | - | Подтверждающее стабильной эксплуатации. Предоставление набора услуг по внедрению |
Эксплуатация | - | Предложения об усовершенствовании. Сообщение о функциональных отклонениях | |
Обслуживание (сопровождение) | - | Информация о сопровождении программ. Измененное ПС |
3.2. Для показателей качества на всех уровнях (факторы, критерии, метрики, оценочные элементы) принимается единая шкала оценки от 0 до 1.
3.3. Показатели качества на каждом вышестоящем уровне (кроме уровня оценочных элементов) определяются показателями качества нижестоящего уровня, т.е.:
результаты оценки каждого фактора определяются результатами оценки соответствующих ему критериев;
результаты оценки каждого критерия определяются результатами оценки соответствующих ему метрик;
результаты оценки каждой метрики определяются результатами оценки определяющих ее оценочных элементов.
Фаза анализа
____________
* Указан номер метрики (критерия).
Черт.1