В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями:
устройство защиты при опрокидывании (ROPS): Система конструктивных элементов, смонтированных на машине, позволяющая уменьшить опасность нанесения повреждения оператору, пристегнутому ремнем безопасности, при опрокидывании машины.
Конструктивные элементы устройства защиты при опрокидывании включают в себя подрамники, кронштейны, опоры, подвески или амортизаторы на болтах, используемых для крепления устройства защиты при опрокидывании к раме машины, но исключают все, что является неотъемлемой частью рамы машины;
рама машины: Основная рама машины в сборе или основной несущий элемент машины, или часть основной рамы машины, к которой непосредственно крепят устройство защиты при опрокидывании;
система "ROPS - рама машины": Устройство защиты при опрокидывании, закрепленное на раме машины;
платформа стенда (испытательный стенд): Жесткая составная часть конструкции стенда, к которой при испытаниях крепят раму машины с системой "ROPS - рама машины";
устройство защиты от падающих предметов (FOPS): Система конструктивных элементов, смонтированных на машине для обеспечения защиты оператора от падающих предметов, таких как деревья и его части, а также камни (ГОСТ Р ИСО 8083);
устройство защиты оператора (OPS): Система конструктивных элементов машины, предназначенная для обеспечения защиты оператора от проникновения в кабину подроста, сучьев и разорванного трелевочного каната (ГОСТ Р ИСО 8084);
зона ограничения деформации (DLV): Размеры зоны, которые определяют предельно допустимую деформацию устройств защиты при опрокидывании, от падающих предметов и проникновения в кабину предметов лесной среды и разорванного трелевочного каната. Размеры зоны ограничения деформации устанавливают исходя из антропометрических данных оператора высокого роста в положении сидя (ГОСТ 27245);
имитируемая плоскость грунта (SGP): Поверхность, при соприкосновении с которой предполагают прекращение дальнейшего переворачивания машины;
боковая имитируемая плоскость грунта (LSGP): Вертикальная плоскость, проходящая через наиболее удаленную точку от центра кабины и расположенную под углом 15° от осевой линии зоны ограничения деформации (рисунок 1). Боковая имитируемая плоскость грунта LSGP, определяемая на незагруженном устройстве защиты при опрокидывании, перемещается при приложении нагрузки к устройству защиты при опрокидывании под установленным к вертикали углом 15°;
- верхний элемент защитного каркаса, к которому прикладывают боковую нагрузку;
- наиболее удаленная точка элемента от продольной оси каркаса ;
- вертикальная линия, проходящая через точку ;
- вертикальная плоскость, параллельная продольной оси машины и проходящая через линию ;
- боковая имитируемая плоскость грунта
Рисунок 1 - Определение боковой имитируемой плоскости грунта
вертикальная имитируемая плоскость грунта (VSGP): Плоскость, в которой машина остается в перевернутом вверх ходовой частью положении, определяемая верхним поперечным элементом устройства защиты при опрокидывании с учетом деформации и той передней (задней) частью машины, которая, вероятно, соприкоснется с имитируемой плоскостью грунта одновременно, что и устройство защиты при опрокидывании. При этом положение перевернутой машины устойчивое (рисунок 2).
Примечание - Вертикальную имитируемую плоскость грунта применяют только к каркасной системе устройства защиты при опрокидывании.
Рисунок 2 - Определение вертикальной имитируемой плоскости грунта