ГОСТ 20994-75
Группа Б29
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МАСЛА МОТОРНЫЕ
Метод оценки склонности масел к образованию отложений при низких температурах
Motor oils. Method of testing their tendency to form deposits
at low temperatures
ОКСТУ 0209
Дата введения 1976-07-01
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 9 июля 1975 г. N 1740
Ограничение срока действия снято по протоколу N 2-92 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 2-93)
ИЗДАНИЕ с Изменениями N 1, 2, утвержденными в марте 1985 г., декабре 1987 г. (ИУС 6-85, 3-88)
Настоящий стандарт распространяется на моторные масла групп А, Б, Б, Б, В, В, В, Г, Г, Г, Д и устанавливает метод оценки склонности масел к образованию отложений при низких температурах.
Метод предназначен для проведения моторных испытаний по ГОСТ 17479.1-85.
Сущность метода заключается в испытании масла на одноцилиндровой карбюраторной установке НАМИ-1М в течение 120 ч с последующей оценкой массы отложений при низких температурах в роторе центрифуги.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.1. При испытании применяют:
установку, одноцилиндровую карбюраторную НАМИ-1М (см. приложение);
раствор для удаления лако- и нагароотложений, содержащий в 10 дм воды:
100 г мыла хозяйственного,
100 г стекла натриевого жидкого по ГОСТ 13078-81,
100 г соды кальцинированной технической по ГОСТ 10689-75,
10 г калия двухромовокислого по ГОСТ 4220-75;
бензин автомобильный марки А-76 по ГОСТ 2084-77* (неэтилированный);
__________________
* В Российской Федерации в части марок автомобильных бензинов А-76 неэтилированный, АИ-91, АИ-95 с 01.01.2003 г. будет действовать ГОСТ Р 51105-97 (здесь и далее).
карандаши графитные чертежные "Конструктор";
масло моторное М-10Б эталонное;
калибр диаметром 100,02 мм;
масло моторное М-8В по ГОСТ 10541-78;
весы аналитические типа АДВ-200 или другого типа с погрешностью взвешивания не более 0,001 г;
весы технические с погрешностью взвешивания не более 1 г;
нутромер с пределами измерений 25-50 мм;
микрометр 1-го класса точности с пределами измерений 0-25 мм;
щуп N 5 с пределами измерений 0,05-1,50 мм.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
2.1. Детали и узлы двигателя подбирают в соответствии с требованиями, приведенными в технической документации.
2.2. Зазоры в сопряженных деталях, отклонения от круглости и профиля продольного сечения их поверхностей должны соответствовать значениям, приведенным в табл.1.
Таблица 1
Наименование детали | Допускаемое значение, мм |
Зазоры | |
Юбка поршня - гильза цилиндра | 0,050-0,090 |
Палец поршневой - втулка шатуна | 0,005-0,010 |
Кольцо поршневое - канавка по высоте: | |
для компрессионных колец | 0,050-0,090 |
для маслосъемного кольца | 0,025-0,070 |
Замок поршневого кольца: | |
для компрессионных колец | 1,8-2,0 |
для маслосъемного кольца | 0,9-1,2 |
Радиальный зазор между поршневым кольцом и рабочей поверхностью гильзы цилиндра (не более чем в двух местах по дуге 30° и не ближе 30° от замка кольца) | 0,020-0,025 |
Шейка шатунная-вкладыш подшипника нижней головки шатуна | 0,025-0,075 |
Направляющая втулка-клапан (впускной и выпускной) | 0,050-0,090 |
Допуск круглости и профиля продольного сечения | |
Гильза цилиндра | 0,030-0,040 |
Шейка шатунная коленчатого вала | 0,030-0,040 |
Примечания:
1. Зазор в замках компрессионных колец устанавливают перед обкаткой путем подпиливания надфилем торцовых поверхностей стыка замка до значения, указанного в табл.1.
2. Зазоры в замках поршневых колец и радиальные зазоры между поршневыми кольцами и рабочей поверхностью гильзы определяют в специальном калибре, внутренний диаметр которого соответствует номинальному размеру гильзы цилиндра.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
2.3. Поршневые кольца двигателя ЗИЛ-130 маркируют соответственно номерам канавок и устанавливают в следующей последовательности: два верхних компрессионных - хромированные, третье компрессионное - луженое, маслосъемное - стальное сборное.
2.4. (Исключен, Изм. N 1).
2.5. При сборке двигателя затягивают гайки шпилек крепления головки к блоку усилием 70-90 Н·м (7-9 кгс·м), гайки болтов шатуна - усилием 70-90 Н·м (7-8 кгс·м)*.
________________
* Соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".
2.6. На собранном двигателе в "холодном состоянии" регулируют зазоры между стержнями клапанов и носиками коромысел и устанавливают зазор для впускного и выпускного клапанов 0,25-0,30 мм.
2.7. Проверяют и при необходимости проводят регулировку зазоров:
между контактами прерывателя, мм | 0,3-0,4; | |||
между электродами свечи, мм | 0,7-0,8. |
2.8. При установке на двигатель нового комплекта деталей цилиндропоршневой группы проводят обкатку двигателя и оценку расхода масла на угар на масле М-8В по ГОСТ 10541-78 и бензине марки А-76 (неэтилированном) по ГОСТ 2084-77.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
2.9. Перед обкаткой в масляный картер двигателя заливают 2,0 кг масла и проводят обкатку в течение 20 ч по режиму, указанному в табл.2. После 2 ч "холодной" обкатки масло из масляного картера двигателя и центрифуги сливают, их внутренние полости промывают бензином, заправляют картер 2,0 кг свежего масла и проводят "горячую" обкатку без смены и долива масла в течение 18 ч.
Таблица 2
Вид обкатки | Мощность двигателя, Вт (л.с.) | Частота вращения коленчатого вала двигателя, рад/с (мин) | Время работы двигателя, мин |
"Холодная" | - | 50 (500) | 30 |
- | 60 (600) | 30 | |
- | 70 (700) | 15 | |
- | 80 (800) | 15 | |
- | 90 (900) | 15 | |
- | 100 (1000) | 15 | |
"Горячая" | 0 (0) | 100 (1000) | 60 |
1397 (1,9) | 120 (1200) | 120 | |
1839 (2,5) | 140 (1400) | 120 | |
2280 (3,1) | 160 (1600) | 120 | |
2721 (3,7) | 180 (1800) | 120 | |
3677 (5,0) | 200 (2000) | 120 | |
5075 (6,9) | 220 (2200) | 120 | |
6472 (8,8) | 240 (2400) | 120 | |
7649 (10,4) | 260 (2600) | 120 | |
0 (0) | 100 (1000) | 60 |
(Измененная редакция, Изм. N 2).