Статус документа
Статус документа

ГОСТ 20991-75 Масла моторные. Метод оценки склонности масел к образованию отложений при высоких температурах (с Изменениями N 1, 2)

3. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ

3.1. Двигатель запускают и проводят испытание масла в течение 120 ч повторяющимися этапами по 8 ч каждый на режиме, указанном в табл.5.

Таблица 5

Наименование параметра

Норма для режима

Остановка двигателя

"холодного"

"горячего"

Продолжительность, ч

1,5

6

0,5

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

1,47±0,15
(2,0±0,2)

11,48±0,15
(15,6±0,2)

-

Частота вращения коленчатого вала двигателя, рад/с (мин)

115±2,6
(1100±25)

314±2,6
(3000±25)

-

Расход топлива, кг/ч

1,0±0,1

4,3±0,1

-

Угол опережения зажигания, град

22±1

40±1

-

Давление масла в масляной магистрали, МПа (кгс/см)

Не менее 0,15
(1,5)

0,3±0,02
(3,0±0,2)

-

Противодавление на выпуске, Па (мм вод.ст.), не более

980 (100)

980 (100)

-

Температура, °С:




охлаждающей воды на выходе из головки двигателя

30±3

90+3

30±3

масла в масляном картере

40±3

120±3

40±3

воздуха, поступающего в двигатель перед карбюратором

50±3

50±3

-



(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.2. Смену и долив масла в процессе испытаний не проводят.

3.3. В качестве топлива используют неэтилированный бензин марки А-76 по ГОСТ 2084-77.

3.4. Каждый 8-часовой этап испытаний включает 1,5 ч работы двигателя на "холодном" режиме, 6 ч работы двигателя на "горячем" режиме и остановку двигателя на 0,5 ч для охлаждения. Испытания начинают с "холодного" режима. В течение суток двигатель должен проработать полностью один, два или три 8-часовых этапа. Прерывание этапа не допускается.

3.5. Достижение заданных температур "холодного" режима должно быть осуществлено не более чем за 15 мин с момента пуска двигателя. Это время входит в 1,5-часовую работу двигателя на "холодном" режиме.

Достижение заданных температур "горячего" режима должно быть осуществлено: по температуре масла - не более чем за 1 ч, а по температуре охлаждающей воды и воздуха перед карбюратором - не более чем за 30 мин с момента перехода с "холодного" режима на "горячий". Это время входит в 6-часовую работу двигателя на "горячем" режиме.

3.4, 3.5. (Измененная редакция, Изм. N 1).

3.6. Перепад температуры охлаждающей воды на выходе из головки двигателя и входе должен быть не более 10 °С.

3.7. В процессе работы двигателя через каждый час испытаний регистрируют следующие показатели:

- расход топлива, кг/ч;

- показания тормоза, Н (кгс);

- частоту вращения коленчатого вала двигателя, рад/с (мин);

- угол опережения зажигания, град;

- давление масла в главной масляной магистрали, МПа (кгс/см);

- прорыв газов в картер, дм/мин;

- противодавление на выпуске, Па (мм вод.ст.);

- температуру охлаждающей воды на выходе из головки двигателя, масла в картере, воздуха, поступающего в двигатель, и выхлопных газов, °С.

3.8. Через 20 мин после пуска и через 40, 80 и 120 ч работы двигателя из масляной магистрали отбирают по 100 г пробы масла. Перед отбором каждой пробы через маслоотборный кран сливают 150-200 г масла для его промывки. После взятия пробы слитое масло заливают обратно в двигатель через заливную горловину.

Масло, отобранное на пробы и оставшееся после испытаний в масляном картере и центрифуге, взвешивают с погрешностью не более 10 г.

3.9. В пробах масла, отобранных при проведении испытаний, определяют:

- кинематическую вязкость при 100 °С по ГОСТ 33-2000;