Статус документа
Статус документа

ГОСТ 20991-75 Масла моторные. Метод оценки склонности масел к образованию отложений при высоких температурах (с Изменениями N 1, 2)

2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ

2.1. Детали и узлы двигателя подбирают в соответствии с требованиями, приведенными в технической документации.

2.2. Зазоры в сопряженных деталях, отклонения от круглости и профиля продольного сечения их поверхностей должны соответствовать значениям, приведенным в табл.1.

Таблица 1

Наименование детали

Допускаемое значение, мм

Зазоры

Юбка поршня - гильза цилиндра

0,050-0,090

Палец поршневой - втулка шатуна

0,050-0,010

Кольцо поршневое - канавка по высоте:


- для компрессионных колец

0,050-0,090

- для маслосъемного кольца

0,025-0,070

Замок поршневого кольца:


- для компрессионных колец

1,8-2,0

- для маслосъемного кольца

0,9-1,2

Радиальный зазор между поршневым кольцом и рабочей поверхностью гильзы цилиндра (не более чем в двух местах по дуге 30° и не ближе 30° от замка кольца)

0,020-0,025

Шейка шатунная - вкладыш подшипника нижней головки шатуна

0,025-0,075

Направляющая втулка - клапан (впускной и выпускной)

0,050-0,090

Допуск круглости и профиля продольного сечения

Гильза цилиндра

0,030-0,040

Шейка шатунная коленчатого вала

0,030-0,040

          

Примечания:

1. Зазор в замках компрессионных колец устанавливают перед обкаткой подпиливанием надфилем торцовых поверхностей стыка замка до значения, указанного в табл.1.

2. Зазоры в замках поршневых колец и радиальные зазоры между поршневыми кольцами и рабочей поверхностью гильзы определяют в специальном калибре, внутренний диаметр которого соответствует номинальному размеру гильзы цилиндра.


(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

2.3. Поршневые кольца двигателя ЗИЛ-130 маркируют соответственно номерам канавок и устанавливают в следующей последовательности: два верхних компрессионных - хромированные, третье компрессионное - луженое, маслосъемное - стальное сборное.

2.4. (Исключен, Изм. N 1).

2.5. При сборке двигателя затягивают гайки шпилек крепления головки к блоку усилием 70-90 Н·м (7-9 кгс·м) и гайки болтов шатуна - с усилием 70-80 Н·м (7-8 кгс·м).

2.6. На собранном двигателе в "холодном состоянии" регулируют зазоры между стержнями клапанов и носиками коромысел и устанавливают зазор для впускного и выпускного клапанов 0,25-0,30 мм.

2.7. Проверяют и при необходимости проводят регулировку зазоров:

- между контактами прерывателя, - 0,3-0,4 мм;

- между электродами свечи, - 0,7-0,8 мм.

2.8. При установке на двигатель нового комплекта деталей цилиндропоршневой группы проводят обкатку двигателя и оценку расхода масла на угар на масле М-8В, по ГОСТ 10541-78 и неэтилированном бензине марки А-76 по ГОСТ 2084-77.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

2.9. Перед обкаткой в картер двигателя заливают 2,0 кг масла и проводят обкатку в течение 20 ч по режиму, указанному в табл.2.

Таблица 2

Вид обкатки

Мощность двигателя, Вт (л.с.)

Частота вращения коленчатого вала двигателя,
рад/с (мин)

Время работы двигателя, мин

"Холодная"


50 (500)

30


-

60 (600)

30


-

70 (700)

15


-

80 (800)

15


-

90 (900)

15


-

100 (1000)

15

"Горячая"

0 (0)

100 (1000)

60


1397 (1,9)

120 (1200)

120


1839 (2,5)

140 (1400)

120


2280 (3,1)

160 (1600)

120


2721 (3,7)

180 (1800)

120


3677 (5,0)

200 (2000)

120


5075 (6,9)

220 (2200)

120


6472 (8,8)

240 (2400)

120


7649 (10,4)

260 (2600)

120


0 (0)

100 (1000)

60



После 2 ч "холодной" обкатки масло из масляного картера двигателя и центрифуги сливают, их внутренние полости промывают бензином, заправляют картер 2,0 кг свежего масла и проводят "горячую" обкатку без смены и долива масла в течение 18 ч.