ГОСТ 20457-75
Группа Б29
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МАСЛА МОТОРНЫЕ
Метод оценки антиокислительных свойств на установке ИКМ
Motor oils.
Method of test for antioxidzing properties by installation ИКМ
Дата введения 1977-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 29.01.75 N 243
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта, подпункта |
3.9 | |
1.1 | |
1.1 | |
1.1 | |
4.3.4 | |
1.1 | |
1.1 | |
Вводная часть | |
1.1 | |
ТУ 38 401769-89 | 1.1 |
ТУ 38 101913-82 | 1.1 |
5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 28.11.91 N 1834
6. ИЗДАНИЕ с Изменениями N 1, 2, утвержденными в августе 1981 г. и декабре 1991 г. (ИУС 11-81, 4-92)
Настоящий стандарт распространяется на моторные масла и устанавливает метод оценки антиокислительных свойств на установке ИКМ.
Метод применяется при испытаниях моторных масел, предусмотренных ГОСТ 17479.1.
Сущность метода заключается в проведении испытания масла на установке ИКМ в течение 40 ч и последующей оценке антиокислительных свойств по изменению вязкости масла.
1.1. Одноцилиндровая установка ИКМ. Описание установки приведено в приложении.
Масло моторное эталонное типа М-10-В по ТУ 38 401769-89 для обкатки двигателя и контроля состояния установки (далее - контрольное масло).
Порошок шлифовальный по ГОСТ 3647, зернистостью абразивного материала 5-6 или паста ГОИ, "тонкая".
Растворы для удаления лако- и нагароотложений, содержащие в 1 дм воды:
Для стальных и чугунных деталей (поршневых колец)
25 г натра едкого улучшенного по ГОСТ 11078,
33 г натрия углекислого кристаллического по ГОСТ 84,
8,5 г мыла хозяйственного,
1,5 г стекла натриевого жидкого по ГОСТ 13078.
Для алюминиевых деталей (поршней)
18,5 г натрия углекислого кристаллического по ГОСТ 84,
10 г мыла хозяйственного, 8,5 г стекла натриевого жидкого по ГОСТ 13078.
Бензин авиационный Б-70 по ТУ 38 101913-82 в качестве топлива.
Нефрасы.
Сетка металлическая N 028 по ГОСТ 6613.
Весы лабораторные общего назначения по ГОСТ 24104*, 2-го класса точности с пределом взвешивания 200 г, 1 кг, 2 кг; 3-го класса точности с пределом взвешивания 5 кг.
__________________
* С 1 июля 2002 г. вводится в действие ГОСТ 24104-2001.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
2.1. Основные детали цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма подбирают в строгом соответствии с техническими условиями, приведенными на рабочих чертежах предприятия-изготовителя.
2.2. Зазоры в сопряженных деталях, овальность и конусность поверхностей и упругость колец должны соответствовать значениям, приведенным в табл.1.
Таблица 1
Основные детали | Допустимые значения в начале цикла | Выбраковочные значения (в ходе испытания) | |
минимальные | максимальные | ||
Зазоры, мм | |||
Юбка поршня - зеркало цилиндра | 0,20 | 0,30 | 0,40 |
Кольцо - канавка (по высоте): | |||
для 1-го кольца | 0,10 | 0,14 | 0,16 |
для 2-го кольца | 0,10 | 0,16 | 0,18 |
для 3 и 4-го колец | 0,05 | 0,08 | 0,12 |
В замке (стыке) поршневых колец | 0,2 | 0,8 | 1,2 |
Поршневой палец-втулка шатуна | 0,01 | 0,03 | 0,06 |
Шатунная шейка антифрикционная заливка шатуна | 0,02 | 0,06 | 0,10 |
Направляющая втулка-клапан | 0,04 | 0,08 | 0,10 |
Овальность и конусность, мм | |||
Гильза цилиндра | 0 | 0,05 | 0,07 |
Шатунная шейка коленчатого вала | 0 | 0,03 | 0,05 |
Упругость колец, г | |||
Компрессионные | 1500 | 2000 | 1350 |
Маслосъемные | 1300 | 1800 | 1200 |
2.3. Новый и после капитального ремонта двигатель проходит обкатку на масле типа М-10В с применением в качестве топлива бензина Б-70 в течение 35 ч по режимам, указанным в табл.2.
Таблица 2
Наименование параметров | Значение для режима | |||
I | II | III | IV | |
Частота вращения коленчатого вала, мин | 1500±25 | 1500±25 | 1500±25 | 1500±25 |
Степень открытия дросселя, % | 25 | 50 | 50 | 50 |
Температура стенки цилиндра, °С | 140±2 | 140±2 | 190±2 | 200±2 |
Температура масла, °С | 65±2 | 85±2 | 100±2 | 120±2 |
Угол опережения зажигания, градус до ВМТ | 21±1 | 21±1 | 21±1 | 21±1 |
Расход топлива, кг/ч | 0,60±0,01 | 0,70±0,01 | 0,80±0,01 | 0,67±0,01 |
Длительность обкатки, ч | 5 | 10 | 10 | 10 |
Количество масла, заливаемого в картер двигателя, г | 500 | 500 | 500 | 500 |
После каждого этапа обкатки по указанным режимам масло из картера сливают, внутреннюю полость картера промывают нефрасом и заправляют двигатель свежим маслом для продолжения обкатки.