Решение для управления процессами
производственной безопасности


 ГОСТ 20457-75

Группа Б29

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


МАСЛА МОТОРНЫЕ

Метод оценки антиокислительных свойств на установке ИКМ

Motor oils.
Method of test for antioxidzing properties by installation ИКМ



Дата введения 1977-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 29.01.75 N 243

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта

ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94)

3.9

ГОСТ 84-76

1.1

ГОСТ 3647-80

1.1

ГОСТ 6613-86

1.1

ГОСТ 7721-89

4.3.4

ГОСТ 11078-78

1.1

ГОСТ 13078-81

1.1

ГОСТ 17479.1-85

Вводная часть

ГОСТ 24104-88

1.1

ТУ 38 401769-89

1.1

ТУ 38 101913-82

1.1



5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 28.11.91 N 1834

6. ИЗДАНИЕ с Изменениями N 1, 2, утвержденными в августе 1981 г. и декабре 1991 г. (ИУС 11-81, 4-92)


Настоящий стандарт распространяется на моторные масла и устанавливает метод оценки антиокислительных свойств на установке ИКМ.

Метод применяется при испытаниях моторных масел, предусмотренных ГОСТ 17479.1.

Сущность метода заключается в проведении испытания масла на установке ИКМ в течение 40 ч и последующей оценке антиокислительных свойств по изменению вязкости масла.

1. АППАРАТУРА, РЕАКТИВЫ И МАТЕРИАЛЫ

1.1. Одноцилиндровая установка ИКМ. Описание установки приведено в приложении.

Масло моторное эталонное типа М-10-В по ТУ 38 401769-89 для обкатки двигателя и контроля состояния установки (далее - контрольное масло).

Порошок шлифовальный по ГОСТ 3647, зернистостью абразивного материала 5-6 или паста ГОИ, "тонкая".

Растворы для удаления лако- и нагароотложений, содержащие в 1 дм воды:

Для стальных и чугунных деталей (поршневых колец)

25 г натра едкого улучшенного по ГОСТ 11078,

33 г натрия углекислого кристаллического по ГОСТ 84,

8,5 г мыла хозяйственного,

1,5 г стекла натриевого жидкого по ГОСТ 13078.

Для алюминиевых деталей (поршней)

18,5 г натрия углекислого кристаллического по ГОСТ 84,

10 г мыла хозяйственного, 8,5 г стекла натриевого жидкого по ГОСТ 13078.

Бензин авиационный Б-70 по ТУ 38 101913-82 в качестве топлива.

Нефрасы.

Сетка металлическая N 028 по ГОСТ 6613.

Весы лабораторные общего назначения по ГОСТ 24104*, 2-го класса точности с пределом взвешивания 200 г, 1 кг, 2 кг; 3-го класса точности с пределом взвешивания 5 кг.

__________________

* С 1 июля 2002 г. вводится в действие ГОСТ 24104-2001.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ

2.1. Основные детали цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма подбирают в строгом соответствии с техническими условиями, приведенными на рабочих чертежах предприятия-изготовителя.

2.2. Зазоры в сопряженных деталях, овальность и конусность поверхностей и упругость колец должны соответствовать значениям, приведенным в табл.1.

Таблица 1

Основные детали

Допустимые значения в начале цикла

Выбраковочные значения (в ходе испытания)

минимальные

максимальные

Зазоры, мм

Юбка поршня - зеркало цилиндра

0,20

0,30

0,40

Кольцо - канавка (по высоте):




для 1-го кольца

0,10

0,14

0,16

для 2-го кольца

0,10

0,16

0,18

для 3 и 4-го колец

0,05

0,08

0,12

В замке (стыке) поршневых колец

0,2

0,8

1,2

Поршневой палец-втулка шатуна

0,01

0,03

0,06

Шатунная шейка антифрикционная заливка шатуна

0,02

0,06

0,10

Направляющая втулка-клапан

0,04

0,08

0,10

Овальность и конусность, мм

Гильза цилиндра

0

0,05

0,07

Шатунная шейка коленчатого вала

0

0,03

0,05

Упругость колец, г

Компрессионные

1500

2000

1350

Маслосъемные

1300

1800

1200



2.3. Новый и после капитального ремонта двигатель проходит обкатку на масле типа М-10В с применением в качестве топлива бензина Б-70 в течение 35 ч по режимам, указанным в табл.2.

Таблица 2

Наименование параметров

Значение для режима

I

II

III

IV

Частота вращения коленчатого вала, мин

1500±25

1500±25

1500±25

1500±25

Степень открытия дросселя, %

25

50

50

50

Температура стенки цилиндра, °С

140±2

140±2

190±2

200±2

Температура масла, °С

65±2

85±2

100±2

120±2

Угол опережения зажигания, градус до ВМТ

21±1

21±1

21±1

21±1

Расход топлива, кг/ч

0,60±0,01

0,70±0,01

0,80±0,01

0,67±0,01

Длительность обкатки, ч

5

10

10

10

Количество масла, заливаемого в картер двигателя, г

500

500

500

500



После каждого этапа обкатки по указанным режимам масло из картера сливают, внутреннюю полость картера промывают нефрасом и заправляют двигатель свежим маслом для продолжения обкатки.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.4. После частичного ремонта двигателя (замена поршня, колец, шатуна) обкатку производят в течение 15 ч: 5 ч - по режиму I, 4 ч - по режиму II, 4 ч - по режиму III и 2 ч - по режиму IV (см. табл.2).

2.5. После окончания обкатки двигатель разбирают для удаления лако- и нагароотложений, осмотра и микрометража деталей.

2.6. Поверхность поршневых колец после обкатки должна быть приработана по всей окружности. При недостаточной приработке поршневых колец обкатку продолжают по режиму III. При получении неудовлетворительной приработки кольцо заменяют.

2.7. Поршень и поршневые кольца погружают раздельно в металлические ванны с растворами для удаления лако- и нагароотложений и выдерживают при температуре 85-90 °С в течение 2-3 ч, после чего отложения очищают кистью или щеткой. После очистки детали тщательно промывают горячей водой и просушивают. Боковую поверхность поршня слегка полируют пастой ГОИ или шлифовальным порошком, нанесенным на фетр. Затем поршень промывают в нефрасе и просушивают.

2.8. При помощи латунного скребка удаляют нагароотложения с верхнего пояска внутренней поверхности цилиндра и головки цилиндра двигателя.

2.9. После удаления отложений поршень, кольца, цилиндр и другие детали проверяют на соответствие размеров значениям, приведенным в табл.1.

Обнаруженные после обкатки дефектные детали заменяют и обкатку повторяют по п.2.4.

(Измененная редакция, Изм. N 1).