Применение в качестве национального стандарта РФ прекращено
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»


     ГОСТ 5726-53

Группа Б29

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

МАСЛА СМАЗОЧНЫЕ С ПРИСАДКАМИ

Метод определения моющих свойств



МКС 75.100

Дата введения 1953-10-01



УТВЕРЖДЕН Управлением по стандартизации при Совете Министров СССР 12.03.53

Ограничение срока действия снято по протоколу N 5-94 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)

ВЗАМЕН ГОСТ 5726-51

ИЗДАНИЕ с Изменением N 1, утвержденным в январе 1976 г. (ИУС 2-76).


Настоящий стандарт распространяется на определение моющих свойств моторных масел с присадками по методу Папок, Зарубина и Виппера.

Определение моющих свойств по данному методу заключается в испытании масла на одноцилиндровом двигателе и последующей оценке лакообразования на боковой поверхности поршня с помощью цветной эталонной шкалы.

Степень покрытия боковой поверхности поршня лаковыми отложениями выражается в баллах от 0 до 6.

Применение метода устанавливается в стандартах и ведомственных технических условиях на масла или присадки.

I. АППАРАТУРА

1. Для определения моющих свойств масел с присадками должна применяться установка ПЗВ (Папок, Зарубина, Виппера), описанная в приложении 1.

II. ЦВЕТНАЯ ЭТАЛОННАЯ ШКАЛА

2. Оценка лакообразования, полученного на боковой поверхности поршня в результате испытания, производится путем сопоставления данного поршня с цветной эталонной шкалой (черт.1), составленной из семи эталонов с различной степенью покрытия боковой поверхности лаковыми отложениями (приложение 2).

     

Черт.1



3. В зависимости от лакообразования, каждый из семи эталонов имеет соответствующий номер, именуемый баллом.

Совершенно чистый поршень имеет балл 0. По мере загрязнения боковой поверхности поршня балл увеличивается, максимальное покрытие поршня лаковыми отложениями характеризуется баллом 6.

Если лакообразование, полученное на боковой поверхности поршня, не соответствует точно ни одному из эталонов, занимая промежуточное положение между двумя близлежащими эталонами, результат оценивается с точностью до 0,5 балла.

III. РЕЖИМ РАБОТЫ УСТАНОВКИ

4. При проведении испытания выдерживается следующий "стандартный" режим работы:

1) Число оборотов двигателя

(2500±50) мин

2) Температура головки цилиндра

(300±2) °С

3) Температура середины цилиндра

(225±2) °С

4) Температура масла в картере

(125±2) °С

5) Температура воздуха на всасывании

(220±20) °С

6) Объем испытуемого масла

250 см

7) Продолжительность испытания

2 ч


(Измененная редакция, Изм. N 1).

IV. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ

     
Подготовка двигателя

5. Подготовка двигателя к испытанию включает подгонку поршня и поршневых колец, промывку и сборку двигателя.

6. Подгонка поршня заключается в тщательной обработке боковой поверхности поршня и доведении его диаметра по всей окружности до размеров:

1-й пояс (поверхность зоны поршневых колец) - 51,80 мм;

2-й пояс (поверхность юбки поршня) - 51,81 мм;

3-й пояс (поверхность нижней части поршня) - 51,82 мм.

Примечание. Все допуски на одном поршне должны быть только плюс или минус, обеспечивая конусность поршня.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

7. Подгонка поршневых колец должна обеспечивать:

а) зазор в торце между стенками поршневых колец и соответствующих канавок (0,13±0,01) мм;

б) зазор в стыках (замках) поршневых колец (0,6±0,1) мм;

в) упругость поршневых колец:

компрессионных

750-1100 г

масляных

450-750 г


Примечание. Упругость поршневых колец проверяется с помощью специального приспособления, описанного в приложении 3.

8. Промывка картера и цилиндра двигателя производится:

а) чистым бензином дважды;

б) бензолом до тех пор, пока сливаемый после промывки бензол не будет совершенно бесцветным.

Примечание. Количество бензина на одну промывку составляет 300-350 см, бензола 150-200 см.

9. Сборка двигателя состоит из:

а) установки поршневых колец в соответствующие канавки поршня;

б) установки поршня и цилиндра;

в) заливки в картер двигателя 250 см испытуемого масла.

Примечания:

1. Сборка двигателя производится после тщательной просушки его деталей.

2. При установке поршня компрессионные и масляные кольца расставляются в следующем порядке: замки первого и второго (двух верхних) колец устанавливают на 180° по отношению друг к другу, замок третьего кольца - на 90° по отношению ко второму, замок четвертого кольца - на 180° по отношению к третьему.

Подготовка установки

10. Подготовленный к испытанию двигатель устанавливают на станине и соединяют с приводом с помощью муфты; подсоединяют всасывающие и выхлопные системы; к питающей сети подключают электронагреватели; к компенсационным проводам, соединенным с гальванометрами на пульте управления, подключают соответствующие концы термопар.

V. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ

11. Испытание проводят в следующей последовательности:

1) Включают нагреватели головки цилиндра, середины цилиндра и масла в картере.

2) После того, как температура головки цилиндра достигнет 250 °С, а температура середины цилиндра 190 °С, включают нагреватель всасываемого воздуха и запускают двигатель.

3) После запуска двигатель выводят на стандартный режим испытания. Продолжительность испытания - 2 ч - считается с момента выхода на стандартный режим.

Примечания:

1. Время подогрева (время до запуска двигателя) не должно превышать 30 мин.

2. Время выхода на стандартный режим (исчисляемое с момента запуска двигателя) не должно превышать 15 мин.

3. Время прогрева двигателя в продолжительность испытания не входит.

12. Поддерживание температуры головки цилиндра, температуры середины цилиндра и масла в картере (с колебаниями ±1 °С), а также температуры всасываемого в двигатель воздуха (с колебаниями ±20 °С) во время испытания проводится с помощью тонкой регулировки реостатами, имеющимися на пульте управления.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

13. Во время испытания в протоколе записывают:

а) время запуска нагревателей;

б) время запуска двигателя;

в) время выхода двигателя на стандартный режим.

14. После выхода двигателя на стандартный режим в протоколе испытания каждые 30 мин отмечают:

а) температуру головки цилиндра, середины цилиндра, масла в картере, всасываемого воздуха и окружающей среды в °С;

б) напряжение в сети и в цепи каждого из нагревателей в вольтах;

в) число оборотов коленчатого вала двигателя в мин.

Кроме того, в протокол испытания вносят размеры поршня по поясам, упругость, долевые и торцевые зазоры поршневых колец.

VI. ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

15. Для оценки полученных результатов по окончании испытания:

а) отсоединяют двигатель, выхлопную систему, отключают электронагревательные приборы и провода термопар;

б) производят частичную разборку двигателя - снимают цилиндр и поршень;

в) сливают масло из картера;

г) промывают в чистом бензине снятый с двигателя поршень; после просушивания боковую поверхность поршня протирают 2-3 каплями масла.

После этого производят оценку полученного на поршне лакообразования по цветной эталонной шкале, т.е. выносят заключение о моющих свойствах испытанного масла.

Примечания: