1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Учет оснащенности энергосистем устройствами релейной защиты, электроавтоматики и противоаварийной автоматики (Р3A), а также учет, анализ и оценка их работы дают возможность:
оценивать соответствие устройств РЗА предъявляемым требованиям, их надежность и пригодность для эксплуатации;
выявлять характерные причины их неправильных срабатываний и отказов срабатывания для разработки организационных и технических мероприятий по улучшению работы устройств РЗА, предъявлять претензии проектным, монтажным, наладочным организациям, организациям-разработчикам и заводам-поставщикам;
выявлять и устранять недостатки выполнения и эксплуатации этих устройств;
определять основные эксплуатационные показатели работы отдельных видов РЗА (процент правильной работы, успешность АПВ и АВР, периодичность или частоту срабатывания устройств РЗА и др.) и оценивать численность и показатели загрузки персонала служб РЗА предприятий электрических сетей и ЭТЛ электростанций (далее - служба РЗА).
1.2. Статистическому учету подлежат устройства РЗА в соответствии с приложениями 1, 2 настоящей Инструкции, находящиеся на балансе производственного объединения энергетики и электрификации (далее - энергосистема). Порядок и сроки отчетности определены в "Типовом положении о службах релейной защиты и электроавтоматики" (М.: СПО Союзтехэнерго, 1981) - далее Типовое положение о службах РЗА и в положениях о службах РЗА энергосистем и энергопредприятий, составленных на основе Типового. Отчетными данными, учитываемыми статистическими формами N 17-энерго и 18-энерго, являются количество устройств РЗA на конец года и полные сведения об их правильной и неправильной работе. Существенный рост или уменьшение количества каких-либо устройств на конец отчетного года по сравнению с концом предыдущего должен поясняться (значительные реконструктивные работы, передача устройств на баланс другой энергосистемы, уточнение учета и др.).
Примечание. Учету также подлежат устройства РЗA потребителей, обслуживаемые персоналом служб РЗА энергосистемы.
1.3. Основной формой отчетности энергосистемы является годовой статистический отчет о наличии и работе устройств РЗА, который должен содержать:
а) краткую записку об условиях работы служб РЗА энергосистемы и энергопредприятий;
б) формы N 17-энерго и 18-энерго Госкомстата СССР об итогах работы устройств РЗА за отчетный год;
в) описание неправильных срабатываний и отказов срабатывания устройств РЗА, учтенных в указанных формах;
г) перечень дефектов аппаратуры и цепей РЗА, выявленных при техническом обслуживании и в процессе эксплуатации.
Экземпляр отчета о работе устройств РЗА, помимо его включения в годовой отчет энергосистемы, должен направляться в Главтехуправление Минэнерго СССР для технического анализа и дальнейшей обработки данных в ПО "Союзтехэнерго".
1.4. Дополнительно, согласно Типовому положению о службах РЗА, энергосистемы направляют ежеквартально технологическую (нестатистическую) информацию о работе устройств РЗА в территориальные ОДУ (энергосистемы ОЭС Центра - непосредственно в ЦДУ ЕЭС СССР). Аналогичную информацию о работе РЗА территориальные ОДУ также ежеквартально направляют в ЦДУ ЕЭС СССР. Форма представления этой информации определяется ЦДУ ЕЭС СССР. При этом в части противоаварийной автоматики (ПА) должна представляться информация о работе устройств ПА, локальных автоматик, а также функциональных (нелокальных) автоматик, в том числе в составе комплексов ПА (согласно приложению 2).
1.5. Устанавливаются следующие системы оценок работы устройств РЗА:
1.5.1. Оценка каждого случая работы любого устройства релейной защиты, электроавтоматики, а для противоаварийной автоматики - любого устройства или локальной автоматики ("оценка работы устройств РЗА"); цель этой оценки - установить техническое состояние и уровень организации эксплуатации каждого из устройств защиты и автоматики (разд.2).
1.5.2. Общая оценка всех устройств релейной защиты, электроавтоматики и противоаварийной автоматики по каждой аварии, отказу I степени или нарушению нормального режима работы ("общая оценка ликвидации аварии или нарушения нормального режима работы средствами РЗА"); цель этой оценки - выявить, насколько полно наличные средства РЗА удовлетворяют требованиям к ним, которые могут возникнуть при авариях или нарушениях нормального режима работы в энергосистемах (ОЭС, ЕЭС СССР), на их объектах и оборудовании (разд.3).
1.5.3. Те же системы оценок используются и при нестатистическом учете функциональных (нелокальных) автоматик, в том числе в составе комплексов ПА.