Профессиональное решение
для инженеров-конструкторов и проектировщиков


РД 34.35.516-89

ИНСТРУКЦИЯ
ПО УЧЕТУ И ОЦЕНКЕ РАБОТЫ РЕЛЕЙНОЙ ЗАЩИТЫ
И АВТОМАТИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЭНЕРГОСИСТЕМ

     

Срок действия с 01.12.89
до 01.12.94*
__________________
* О дате окончания действия см. ярлык "Примечания". -
Примечание изготовителя базы данных.



РАЗРАБОТАНО ЦДУ ЕЭС СССР, ПО "Союзтехэнерго", ВНИИЭ при участии Донбассэнерго, Ленэнерго, Мосэнерго, Рязаньэнерго и ОДУ Северо-Запада

УТВЕРЖДЕНО Главным научно-техническим управлением энергетики и электрификации 06.04.89 г.

     Заместитель начальника К.М.Антипов


С выходом настоящей Инструкции отменяется ранее изданная "Инструкция по учету и оценке работы релейной защиты и автоматики электрической части энергосистем" (М.-Л.: Госэнергоиздат, 1954).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Учет оснащенности энергосистем устройствами релейной защиты, электроавтоматики и противоаварийной автоматики (Р3A), а также учет, анализ и оценка их работы дают возможность:

оценивать соответствие устройств РЗА предъявляемым требованиям, их надежность и пригодность для эксплуатации;

выявлять характерные причины их неправильных срабатываний и отказов срабатывания для разработки организационных и технических мероприятий по улучшению работы устройств РЗА, предъявлять претензии проектным, монтажным, наладочным организациям, организациям-разработчикам и заводам-поставщикам;

выявлять и устранять недостатки выполнения и эксплуатации этих устройств;

определять основные эксплуатационные показатели работы отдельных видов РЗА (процент правильной работы, успешность АПВ и АВР, периодичность или частоту срабатывания устройств РЗА и др.) и оценивать численность и показатели загрузки персонала служб РЗА предприятий электрических сетей и ЭТЛ электростанций (далее - служба РЗА).

1.2. Статистическому учету подлежат устройства РЗА в соответствии с приложениями 1, 2 настоящей Инструкции, находящиеся на балансе производственного объединения энергетики и электрификации (далее - энергосистема). Порядок и сроки отчетности определены в "Типовом положении о службах релейной защиты и электроавтоматики" (М.: СПО Союзтехэнерго, 1981) - далее Типовое положение о службах РЗА и в положениях о службах РЗА энергосистем и энергопредприятий, составленных на основе Типового. Отчетными данными, учитываемыми статистическими формами N 17-энерго и 18-энерго, являются количество устройств РЗA на конец года и полные сведения об их правильной и неправильной работе. Существенный рост или уменьшение количества каких-либо устройств на конец отчетного года по сравнению с концом предыдущего должен поясняться (значительные реконструктивные работы, передача устройств на баланс другой энергосистемы, уточнение учета и др.).

Примечание. Учету также подлежат устройства РЗA потребителей, обслуживаемые персоналом служб РЗА энергосистемы.

1.3. Основной формой отчетности энергосистемы является годовой статистический отчет о наличии и работе устройств РЗА, который должен содержать:

а) краткую записку об условиях работы служб РЗА энергосистемы и энергопредприятий;

б) формы N 17-энерго и 18-энерго Госкомстата СССР об итогах работы устройств РЗА за отчетный год;

в) описание неправильных срабатываний и отказов срабатывания устройств РЗА, учтенных в указанных формах;

г) перечень дефектов аппаратуры и цепей РЗА, выявленных при техническом обслуживании и в процессе эксплуатации.

Экземпляр отчета о работе устройств РЗА, помимо его включения в годовой отчет энергосистемы, должен направляться в Главтехуправление Минэнерго СССР для технического анализа и дальнейшей обработки данных в ПО "Союзтехэнерго".

1.4. Дополнительно, согласно Типовому положению о службах РЗА, энергосистемы направляют ежеквартально технологическую (нестатистическую) информацию о работе устройств РЗА в территориальные ОДУ (энергосистемы ОЭС Центра - непосредственно в ЦДУ ЕЭС СССР). Аналогичную информацию о работе РЗА территориальные ОДУ также ежеквартально направляют в ЦДУ ЕЭС СССР. Форма представления этой информации определяется ЦДУ ЕЭС СССР. При этом в части противоаварийной автоматики (ПА) должна представляться информация о работе устройств ПА, локальных автоматик, а также функциональных (нелокальных) автоматик, в том числе в составе комплексов ПА (согласно приложению 2).

1.5. Устанавливаются следующие системы оценок работы устройств РЗА:

1.5.1. Оценка каждого случая работы любого устройства релейной защиты, электроавтоматики, а для противоаварийной автоматики - любого устройства или локальной автоматики ("оценка работы устройств РЗА"); цель этой оценки - установить техническое состояние и уровень организации эксплуатации каждого из устройств защиты и автоматики (разд.2).

1.5.2. Общая оценка всех устройств релейной защиты, электроавтоматики и противоаварийной автоматики по каждой аварии, отказу I степени или нарушению нормального режима работы ("общая оценка ликвидации аварии или нарушения нормального режима работы средствами РЗА"); цель этой оценки - выявить, насколько полно наличные средства РЗА удовлетворяют требованиям к ним, которые могут возникнуть при авариях или нарушениях нормального режима работы в энергосистемах (ОЭС, ЕЭС СССР), на их объектах и оборудовании (разд.3).

1.5.3. Те же системы оценок используются и при нестатистическом учете функциональных (нелокальных) автоматик, в том числе в составе комплексов ПА.

2. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
ОЦЕНКА РАБОТЫ УСТРОЙСТВ PЗA

2.1. Требование срабатывания устройства РЗA - это возникновение и сохранение в течение определенного времени в энергосистеме (на электрооборудовании или линии электропередачи) условий, при которых устройство РЗА должно сработать по назначению для ликвидации КЗ или других ненормальных режимов.

Требованием срабатывания отдельных устройств РЗА является также входной сигнал определенных параметров (далее - заданный сигнал) от другого устройства РЗА, при котором данное устройство РЗА должно сработать по назначению для ликвидации КЗ или других ненормальных режимов или передать заданный сигнал на другое устройство РЗА.

2.2. Оценка срабатывания устройств РЗА производится на основании сравнения требовавшегося срабатывания или несрабатывания, исходя из назначения данного устройства РЗА, с тем, которое произошло в действительности.

2.3. Учету, анализу и оценке подлежат все срабатывания и отказы срабатывания устройств РЗА. Наряду с правильными срабатываниями тщательному анализу, оценке и учету подлежат неправильные срабатывания и отказы срабатывания независимо от того, привели они к аварии, ее развитию, отказам I-II степеней ("Инструкция по расследованию и учету нарушений в работе электростанций, сетей, энергосистем и энергообъединений". - М.: ХОЗУ Минэнерго СССР, 1983) или не имели последствий.

Первоначальная оценка срабатывания устройств РЗA может быть изменена вышестоящей службой РЗА; оценка может также изменяться в связи с появлением дополнительных данных после осмотра или ремонта оборудования или линий, дополнительных проверок и т.п. Во всех этих случаях поправка с соответствующим обоснованием должна вноситься в первичную документацию.

2.4. Устройства РЗА при оценке их срабатывания должны рассматриваться вместе со вторичными цепями измерительных трансформаторов, с питанием от источника оперативного тока, с электромагнитами и контакторами управления коммутационными аппаратами, а также со всеми вторичными цепями и переключающими устройствами РЗА.

Примечание. При классификации неправильных срабатываний устройств РЗА из-за неисправности аппаратуры, электрооборудования и их цепей, не обслуживаемых службами РЗА, учитывается виновность тех служб и подразделений, которые их обслуживают.

2.5. Принимаются следующие оценки срабатывания устройств РЗА:

правильные срабатывания (ПС);

неправильные срабатывания (НС), в том числе излишние срабатывания (ИС), ложные срабатывания (ЛС), отказы срабатывания (ОС);

невыясненные срабатывания (HBС).

2.6. Правильное срабатывание - это состоявшееся срабатывание устройства РЗА в соответствии с назначением и при наличии требования срабатывания (см. п.2.1) для ликвидации КЗ или других ненормальных режимов, или подача для этой же цели заданных сигналов на другие устройства РЗА.

2.7. Излишнее срабатывание - это срабатывание при отсутствии требования срабатывания для данного устройства РЗА при наличии требования срабатывания для другого (других) устройства РЗA. К излишним срабатываниям относятся также действия устройств РЗA (при наличии требования срабатывания), приведшие к дополнительным (кроме заданных) отключениям, включениям; к передаче непредусмотренных (излишних) сигналов; к отключению трех фаз вместо одной; к реализации действия противоаварийной автоматики с завышенным объемом дозировки и др.

2.8. Ложное срабатывание - это срабатывание при отсутствии требования срабатывания для данного и для других устройств РЗА, а также передача в этих же условиях сигнала на другие устройства РЗА, происходящее, как правило, из-за различных помех, механических воздействий на устройства РЗА, неправильных действий персонала и др.

2.9. Отказ срабатывания - это отсутствие срабатывания при наличии требования срабатывания для данного устройства РЗА, а также отсутствие в тех же условиях заданного выходного сигнала данного устройства РЗA.

К отказам срабатывания относятся также срабатывания устройств РЗА с неполным выполнением задания (отключение или включение не всех коммутационных аппаратов, передача не всех заданных сигналов, реализация действия противоаварийной автоматики с заниженной дозировкой и др.).

2.10. Невыясненное срабатывание - это срабатывание устройства РЗА, которое не может быть отнесено к категории "правильно" или "неправильно", несмотря на тщательный анализ работы устройства, условий повреждений, режимов работы системы и пр.

Отнесение срабатываний к числу невыясненных производится с разрешения вышестоящей службы РЗА. В дальнейшем, при получении дополнительных данных, оценка срабатывания может быть изменена (см. п.2.3).

3. ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЛИКВИДАЦИИ АВАРИИ ИЛИ НАРУШЕНИЯ НОРМАЛЬНОГО РЕЖИМА РАБОТЫ УСТРОЙСТВАМИ РЗА

3.1. Общая оценка ликвидации аварии или нарушения нормального режима устройствами РЗА (далее - общая оценка) производится на основании сопоставления фактической работы устройств РЗА в ходе данной аварии (нарушения нормального режима работы) с той, которая должна была быть, исходя из условий наиболее аффективной их ликвидации. В отдельных случаях может быть признано целесообразным ставить вопрос о замене, реконструкции или изменении характеристик устройств РЗА.

3.2. Общая оценка должна даваться во всех случаях, когда составляется аварийная документация (например, акты расследований аварий), содержащая раздел "Характеристика и оценка работы релейной защиты и автоматики". Кроме того, общая оценка должна даваться по указанию вышестоящей службы РЗА или органов Госинспекции по эксплуатации электростанций и сетей (как правило, при сложных ликвидациях аварий и отказов в работе с действием большого числа устройств защиты и автоматики).

3.3. Принимаются следующие общие оценки:

правильно;

правильно с замечанием;

неправильно.

Общая оценка "правильно" означает, что имеющиеся устройства защиты и автоматики и реализовавшиеся их действия соответствовали требованиям, возникшим при данной аварии или нарушения нормального режима. При этом по действиям отдельных устройств защиты и автоматики не было замечаний и все они получили оценку "правильно".

Общая оценка "правильно с замечанием" означает, что не все имеющиеся устройства защиты и автоматики действовали правильно или реализовавшиеся их действия не полностью соответствовали требованиям, возникшим при аварии (нарушении), но не явились причиной каких-либо существенных отрицательных последствий. Важным условием общей оценки "правильно с замечанием" (так же, как и "правильно") является то, что по результатам анализа ликвидации аварии (нарушения) не делается вывод о необходимости реконструкции, замены или перестройки действующих или необходимости дополнительной установки новых устройств защиты и автоматики.

Общая оценка "неправильно" означает, что имеющиеся устройства защиты и автоматики и реализовавшиеся их действия не соответствовали требованиям, возникшим при аварии (нарушении), что вызвало развитие аварии, дополнительные (неселективные) или излишние отключения, увеличение недоотпуска электроэнергии и пр. По результатам анализа должны быть, как правило, намечены мероприятия по реконструкции, замене или перестройке действующих устройств, по установке дополнительных устройств или иные мероприятия, повышающие эффективность действия устройств РЗА.

3.4. На общую оценку могут влиять последствия происшедшей аварии или нарушения нормального режима работы. Например, если при отказе быстродействующей защиты линия селективно отключилась резервной защитой с выдержкой времени и при этом не было негативных последствий с точки зрения устойчивости параллельной работы и устойчивости работы потребителей, общая оценка может быть "правильно с замечанием" (при оценке "неправильно" для отказавшей защиты). Если же задержка в отключении КЗ привела к негативным последствиям (например, нарушение работы ответственных потребителей), то общая оценка будет "неправильно". При этом должен ставиться вопрос об усовершенствовании защиты или ее эксплуатации (например, выполнение ускорения резервных защит, установка второй быстродействующей защиты и др.).

4. ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ УСТРОЙСТВ РЗА

4.1. Основным показателем работы устройств РЗА принимается процент их правильной работы, получаемый по формуле

,


где - число правильных срабатываний;

- число излишних срабатываний;

- число ложных срабатываний;

- число отказов срабатывания.

Сумма составляет число требований срабатывания.

4.2. В качестве дополнительных показателей могут использоваться периодичность или частота неправильных и правильных срабатываний устройств РЗА.

5. КЛАССИФИКАЦИЯ СЛУЧАЕВ НЕПРАВИЛЬНОЙ РАБОТЫ УСТРОЙСТВ РЗА

5.1. Классификации подлежат все случаи работы устройств защиты и автоматики, получившие в соответствии с разд.2 оценку "неправильное срабатывание" (излишнее, ложное или отказ срабатывания).

Устанавливается следующая классификация неправильных срабатываний устройств РЗА по условной виновности:

а) по причинам, зависящим от служб РЗА;

б) по вине оперативного персонала;

в) по вине прочего эксплуатационного персонала;

г) по вине заводов-поставщиков;

д) по вине проектной организации;

е) по вине монтажной или наладочной организации;

ж) по причинам, зависящим от организации-разработчика;

з) по прочим причинам;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».