Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 51170-98

Группа П00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


КАЧЕСТВО СЛУЖЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Термины и определения

Quality of technological and official information.
Terms and definitions



ОКС 01.040.35
         35.020
ОКСТУ 4001

Дата введения 1999-01-01



Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Московским научно-исследовательским центром (МНИЦ) Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации и Московским государственным университетом путей сообщения (МГУПС)

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 22 "Информационные технологии"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 12 мая 1998 г. N 184

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4 ПЕРЕИЗДАНИЕ

Введение


Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отображающем систему понятий в данной области знания.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

В алфавитном указателе термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значение используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

Термины и определения общесистемных понятий, необходимые для понимания текста стандарта, приведены в приложении Б.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом.


     1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области качества служебной (технологической и официальной) информации.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы в области качества служебной информации, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.


     2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ 15971-90 Системы обработки информации. Термины и определения


     3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1 Общие понятия

3.1.1 качество служебной информации: Совокупность свойств служебной информации, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

3.1.2 информационная технология: Система методов и способов переработки информации.

3.1.3 средства переработки информации: Технические устройства, программы ЭВМ, базы данных и знаний, используемые при переработке информации.

3.1.4 данные: По ГОСТ 15971.

3.1.5 технологический процесс переработки данных: Совокупность действий, направленных на изменение состояния данных.

3.1.6 обработка данных: Технологическая операция, в результате которой изменяет свое значение хотя бы один из показателей, характеризующих состояние данных (объем данных при этом не изменяется).

3.1.7 контроль данных: Технологическая операция, состоящая в сравнении значений показателей, характеризующих состояние данных с определенными значениями.

3.1.8 обобщение данных: Технологическая операция, в результате которой из исходных данных получают новые данные уменьшенного объема.

3.1.9 внутренние свойства данных: Совокупность свойств, характерных для данных, используемых в определенной среде (системе) и сохраняющихся при их переносе в другую среду (систему).

3.1.10 внешние свойства данных: Совокупность свойств, характерных для данных, находящихся (используемых) в определенной среде (системе) и изменяющихся при переносе в другую среду (систему).

3.1.11 достоверность данных: Свойство данных не иметь скрытых ошибок.

3.1.12 кумулятивность: Свойство данных небольшого объема достаточно полно отображать действительность.

3.1.13 временные свойства данных: Свойства данных сохранять во времени способность правильно отображать действительность.

3.1.14 недоступность данных: Свойство данных, состоящее в невозможности несанкционированного их использования или изменения.

3.1.15 формально-технические составляющие свойств данных: Составляющие свойств данных, не учитывающие мотивы деятельности людей, связанные с качеством данных.

3.1.16 социально-психологические составляющие свойств данных: Составляющие свойств данных, учитывающие влияние на их качество личностных свойств людей, находящихся под воздействием социальных и психологических факторов в процессе сбора, переработки и использования данных.

3.1.17 показатель качества служебной информации: Количественная характеристика одного или нескольких свойств, составляющих качество служебной информации.

3.2 Формально-технические составляющие свойств данных

3.2.1 безошибочность данных: Свойство данных не иметь скрытых случайных ошибок (составляющая свойства достоверности).

3.2.2 сжатость данных: Свойство данных сохранять способность отображать действительность после их обобщения (составляющая свойства кумулятивности).

3.2.3 оперативность данных: Свойство данных соответствовать временным характеристикам процесса, который эти данные отображает (составляющая временных свойств).

3.2.4 идентичность данных: Свойство данных соответствовать состоянию объекта; нарушение идентичности связано со старением данных по рассогласованию признаков (составляющих временных свойств).

3.2.5 защищенность данных: Свойство данных быть защищенными от несанкционированного доступа (составляющая недоступности).

3.3 Социально-психологические составляющие свойств данных

3.3.1 истинность данных: Свойство данных не иметь искажений, внесенных намеренно человеком (составляющая свойства достоверности).

3.3.2 селекционность данных: Свойство данных соответствовать личным взглядам потребителя и его готовности к восприятию данных (составляющая свойства кумулятивности).

3.3.3 срочность данных: Свойство данных соответствовать требуемому сроку их представления (составляющая временных свойств).

3.3.4 значимость данных: Свойство данных сохранять ценность для потребителя с течением времени (составляющая временных свойств).

3.3.5 конфиденциальность данных: Свойство данных не подлежать огласке (составляющая свойства недоступности).

3.4 Показатели формально-технических составляющих свойств данных

3.4.1 Безошибочность

3.4.1.1 вероятность ошибки: Вероятность наличия хотя бы одной ошибки в данных определенного объема, для которого эта ошибка искажает содержание данных.

3.4.2 Оперативность

3.4.2.1 функция своевременности: Вероятность своевременной переработки данных, рассматриваемая как функция заданного времени.

3.4.2.2 вероятность своевременной переработки данных: Вероятность того, что время переработки данных не превысит заданное (значение функции своевременности).

3.4.2.3 среднее время переработки данных: Математическое ожидание времени выполнения технологического процесса переработки данных .

3.4.3 Идентичность

3.4.3.1 коэффициент совпадения: Вероятность того, что в произвольный момент времени отображаемое в данных явление совпадает с реальным (в пределах требуемой детализации и степени точности).

3.4.3.2 функция совпадения: Вероятность того, что отображаемое в данных явление совпадает с реальным (в пределах требуемой детализации и степени точности) в момент времени , отсчитываемый от начала обновления данных, рассматриваемая как функция .

3.4.4 Защищенность

3.4.4.1 вероятность доступа к данным: Вероятность того, что в пределах заданного ограниченного времени (и/или ограниченного числа действий по преодолению защиты) доступ к данным будет получен.

3.4.4.2 функция защищенности: Условная вероятность получения доступа к данным при условии, что выполнено определенное число несанкционированных действий, рассматриваемая как функция .

3.4.4.3 опасность доступа: Условная вероятность получения доступа к данным при выполнении некоторого несанкционированного действия при условии, что при выполнении всех предыдущих действий доступ к данным не был получен.

3.4.4.4 среднее время преодоления защиты: Математическое ожидание времени выполнения несанкционированных действий по преодолению защиты до получения доступа к данным.

3.4.4.5 среднее число действий по преодолению защиты: Математическое ожидание числа несанкционированных действий по преодолению защиты до получения доступа к данным.

3.4.4.6 коэффициент затрат действий на доступ: Отношение математического ожидания числа действий до получения доступа к данным в системе без средств защиты к математическому ожиданию числа действий в такой же системе, имеющей средства защиты данных.

3.4.4.7 коэффициент затрат времени на доступ: Отношение математического ожидания затрат времени на доступ к данным в системе без средств защиты данных к математическому ожиданию затрат времени на доступ к данным в такой же системе, имеющей средства защиты данных.

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ

безошибочность данных

3.2.1

вероятность доступа к данным

3.4.4.1

вероятность ошибки

3.4.1.1

вероятность своевременной переработки данных

3.4.2.2

время переработки данных среднее

3.4.2.3

время преодоления защиты среднее

3.4.4.4

данные

3.1.4

достоверность данных

3.1.11

защищенность данных

3.2.5

значимость данных

3.3.4

идентичность данных

3.2.4

истинность данных

3.3.1

качество служебной информации

3.1.1

контроль данных

3.1.7

конфиденциальность данных

3.3.5

коэффициент затрат времени на доступ

3.4.4.7

коэффициент затрат действий на доступ

3.4.4.6

коэффициент совпадения

3.4.3.1

кумулятивность

3.1.12

недоступность данных

3.1.14

обобщение данных

3.1.8

обработка данных

3.1.6

опасность доступа

3.4.4.3

оперативность данных

3.2.3

показатель качества служебной информации

3.1.17

процесс переработки данных технологический

3.1.5

свойства данных внешние

3.1.10

свойства данных внутренние

3.1.9

свойства данных временные

3.1.13

селекционность данных

3.3.2

сжатость данных

3.2.2

составляющие свойств данных социально-психологические

3.1.16

составляющие свойств данных формально-технические

3.1.15

средства переработки информации

3.1.3

срочность данных

3.3.3

технология информационная

3.1.2

функция защищенности

3.4.4.2

функция своевременности

3.4.2.1

функция совпадения

3.4.3.2

число действий по преодолению защиты среднее

3.4.4.5.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs