Статус документа
Статус документа


ВСН 311-89
------------------------------------------
Минмонтажспецстрой СССР

  


ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ


МОНТАЖ СТАЛЬНЫХ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ РЕЗЕРВУАРОВ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ОБЪЕМОМ от 100 до 50000 м

     
Дата введения 1990-01-01

РАЗРАБОТАНЫ институтами:

ВНИИмонтажспецстрой Минмонтажспецстроя СССР (докт. техн. наук Б.В.Поповский, Г.А.Ритчик, Е.Л.Зелигер, Л.Я.Бызер, кандидаты техн. наук Л.В.Дубень и В.А.Карасик);

Гипронефтеспецмонтаж (канд. техн. наук И.С.Гольденберг, Е.Т.Кузнецов, В.Н.Тюрин);

Гипрохиммонтаж (И.П.Петрухин, канд. техн. наук Я.А.Шейнблит).

ВНЕСЕНЫ И ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главным научно-техническим управлением Минмонтажспецстроя СССР.

УТВЕРЖДЕНЫ Минмонтажспецстроем СССР 30 октября 1989 г.


ВЗАМЕН


С введением в действие "Монтаж стальных вертикальных цилиндрических резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов объемом от 100 до 50000 м" утрачивают силу "Инструкция по изготовлению и монтажу вертикальных цилиндрических резервуаров".

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие ведомственные строительные нормы устанавливают правила и нормы монтажа стальных вертикальных цилиндрических резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов объемом от 100 до 50000 м включительно.

На основе настоящих норм предприятия - изготовители резервуарных конструкций разрабатывают в составе эксплуатационной документации инструкции по монтажу конкретных резервуаров, а монтажные организации - проекты производства работ (ППР).

1.2. В качестве основного метода сооружения резервуаров принят метод рулонирования, при котором стенки, днища, центральные части плавающих крыш и понтонов поставляют на монтажную площадку в виде рулонированных полотнищ, а покрытия, короба понтонов и плавающих крыш, кольца жесткости и другие конструкции - укрупненными элементами.

ВСН содержат также нормы и правила монтажа резервуаров полистовым методом.

1.3. Конструкции резервуара должны поставляться на монтажную площадку с рабочей документацией и сертификатами завода-изготовителя с приложением схем разверток полотнищ стенок и днищ с указанными номерами плавок и сертификатов каждого листа.

1.4. Монтаж резервуарных конструкций необходимо производить с соблюдением требований СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции", настоящих ВСН, типовых ППР, привязанных к конкретному объекту, с соблюдением правил техники безопасности и охраны труда, предусмотренных главой СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве"; "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утвержденных Госгортехнадзором; "Правил техники безопасности при эксплуатации стреловых самоходных кранов" , а также "Правил пожарной безопасности при производстве сварочных и других огневых работ на объектах народного хозяйства", утвержденных ГУПО МВД СССР.

2. ПРИЕМКА ОСНОВАНИЙ И ФУНДАМЕНТОВ

2.1. При приемке основания и фундамента должны быть проверены:

правильность разбивки осей резервуара;


наличие обозначенного центра основания (в центре должен быть забит знак из трубы диаметром 40 мм на глубину 500-600 мм);

соответствие уклона основания проектному;

отметки поверхности основания и фундамента;

обеспечение отвода поверхностных вод от основания;

соответствие гидроизоляционного слоя проектному;

соответствие фундамента под шахтную лестницу проектному.

2.2. Отклонения фактических размеров оснований и фундаментов резервуаров от проектных не должны превышать величин, приведенных в табл.17 СНиП 3.03.01-87 (см. обязательное приложение 1).

3. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ, РАЗГРУЗКА И СКЛАДИРОВАНИЕ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ

3.1. Рулонированные конструкции высотой до 12 м транспортируются на четырехосных железнодорожных платформах грузоподъемностью 60 т (черт.1, а).

3.2. Для транспортирования рулонов высотой 18 м целесообразно использовать железнодорожные транспортеры сцепного типа грузоподъемностью 120 т (черт.1, в).

Рулонированные конструкции высотой 18 м можно перевозить также на железнодорожной четырехосной платформе грузоподъемностью 60 т с двумя платформами прикрытия. В этом случае необходимо обеспечить одновременное отправление нескольких рулонов, тогда каждая платформа прикрытия перекрывает концы двух рулонов (черт.1, б).

Перевозка рулонов железнодорожным транспортом:

а - перевозка рулона высотой 12 м на четырехосной платформе (разгрузка с помощью крана); б - перевозка рулона
высотой 18 м на четырехосной платформе с двумя платформами прикрытия; в - перевозка рулона
высотой 18 м на сцепном транспортере


1 - самоходный кран; 2 - разгрузочная траверса; 3 - место маркировки рулона; 4 - четырехосная
железнодорожная платформа; 5 - рулон; 6 - платформа прикрытия; 7 - сцепной транспортер;
8 - неподвижный ложемент; 9 - подвижный ложемент

Черт.1


3.3. При погрузке на железнодорожные платформы рулоны должны быть уложены на деревянные брусья и подбиты клиньями со столярно обработанными выкружками. Брусья укладываются на траверсы платформы и должны находиться под кольцами шахтных лестниц или каркасов. Кромка полотнища должна быть направлена вниз и располагаться ниже горизонтальной оси лежащего рулона на расстоянии 800 мм, т.е. вне зоны полосы крепления рулона к железнодорожной платформе.

3.4. При погрузке на железнодорожные транспортеры сцепного типа рулоны укладываются в ложементы, находящиеся друг от друга на расстоянии по осям 12,36 м. Поверхность соприкосновения ложемента с рулоном выстилается досками длиной 1 м и толщиной не менее 30 мм, а крепление рулона к ложементу производится бандажами из полосовой стали с помощью инвентарных винтовых стяжек.

3.5. Элементы резервуарных конструкций (щиты покрытий, элементы колец жесткости и опорных колец, короба понтонов и плавающих крыш и др.) перевозят на железнодорожных платформах и в полувагонах в специальных контейнерах или без них и закрепляют способами и средствами, исключающими их деформацию.

Мелкие детали (болты, гайки, соединительные элементы ограждений, патрубки и др.) укладывают в специальные ящики.

3.6. Конструкции резервуара, подлежащие перевозке в пределах сети железных дорог СССР на общих условиях, не должны превышать общесетевого габарита погрузки, установленного МПС СССР.

Металлические конструкции длиной, не превышающей габариты платформ и полувагонов, допускается грузить на все железные дороги, кроме Дальневосточной, по льготному габариту погрузки. В накладной на такие грузы отправитель делает отметку "Льготный габарит".

3.7. Перевозка негабаритных или тяжеловесных металлических конструкций производится в соответствии с "Инструкцией по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах СССР колеи 1520 мм" (М.: Транспорт, 1985).

3.9. Разгрузка рулонов с железнодорожных транспортеров и платформ должна осуществляться на специально подготовленных площадках в соответствии с ППР на погрузочно-разгрузочные работы.

Категорически запрещается сбрасывание рулонов с платформы или транспортера на песчаные или другие подсыпки.

3.10. Разгрузку рулона с железнодорожной платформы или транспортера в зависимости от его массы и высоты, а также наличия грузоподъемных средств производят одним из следующих способов:

с помощью двух грузоподъемных кранов или крана и траверсы (см. черт.1, а). В этом случае стропы траверсы располагаются на равном расстоянии по обе стороны от центра тяжести рулона (центр тяжести рулона, его масса и габариты указываются заводом-изготовителем несмываемой краской на боковых поверхностях);

скатыванием по балкам. При этом платформу или транспортер затормаживают башмаками. Устанавливают две разгрузочные балки, а под край платформы со стороны скатывания подставляют опорные стойки. Целесообразно площадку разгрузки и хранения рулонов устраивать в одном уровне с железнодорожной платформой. Скатывание рулонов на площадку хранения осуществляется тремя лебедками или тракторами (черт.2 и 3).


Разгрузка рулона на рампу для приема и хранения рулонов


1 - железнодорожная платформа; 2 - опорные стойки; 3 - разгрузочная рампа; 4 - разгрузочные балки,
5 - рулон; 6 - тяговый канат на лебедку или трактор; 7 - удерживающие канаты

Черт.2


Разгрузка рулона на площадку хранения по наклонным балкам


1 - железнодорожная платформа; 2 - опорные стойки; 3 - тяговый канат на лебедку или на трактор;
4 - разгрузочные балки; 5 - рулон; 6 - удерживающие канаты

Черт.3


При наличии выровненной грунтовой поверхности с песчаной подсыпкой разрешается перекатывать рулоны (по ходу витков) на расстояние не более 50 м (черт.4, а).

Погрузку рулонов на полуприцепы и прицепы-тяжеловозы для дальнейшей доставки к месту монтажа осуществляют кранами или накатыванием с помощью лебедок или тракторов (черт.4, б).     


Перекатывание рулона по грунтовой площадке и погрузка его на прицеп (полуприцеп)

а - перекатывание рулона; б - погрузка на прицеп накатыванием с помощью лебедок или тракторов


1 - прицеп (полуприцеп); 2 - тяговые канаты на лебедки или трактора; 3 - удерживающий (тормозной) канат;
4 - погрузочные балки; 5 - рулон; 6 - опорные стойки; 7 - подкладки из дерева; 8 - башмак

Черт.4



При выполнении погрузочно-разгрузочных работ следует строго выполнять требования ППР и правил техники безопасности.

3.11. Рулоны высотой до 12 м, массой до 32,4 т и элементы резервуарных конструкций транспортируют от разгрузочной площадки к месту монтажа на трехосных полуприцепах МАЗ-9389 с тягачами МАЗ-6422.

Рулоны высотой 12, 15 и 18 м, массой до 60 т целесообразно перевозить на прицепе-тяжеловозе ЧМЗАП-5212 грузоподъемностью 60 т, оборудованном поворотной седловиной, вместе с двухосным прицепом-роспуском грузоподъемностью 25 т. В качестве тягача можно использовать автомобиль КрАЗ-255 Б1 или КрАЗ-260.

На транспортное средство рулон укладывают на деревянные брусья с обтяжкой хомутами (в соответствии с требованиями п.3.3 настоящей инструкции).

3.12. При транспортировании рулонов и элементов резервуарных конструкций по автомобильным дорогам, открытым для общего пользования, необходимо выполнять требования "Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом" (утверждена приказом МВД СССР от 24 февраля 1977 г. N 53) и "Правил дорожного движения".

3.13. Складировать конструкции резервуаров в зоне монтажа необходимо на заранее подготовленной площадке, соблюдая последующую очередность подачи их в монтаж.

Рулоны необходимо укладывать на деревянные балки, располагаемые под кольцами каркаса. Все элементы конструкций должны быть уложены таким образом, чтобы исключить их поломку и деформацию.

3.14. При приемке и складировании конструкций резервуаров в монтажной зоне проверяют комплектность поставки по комплектовочной ведомости, соответствие их проекту и требованиям настоящей инструкции.

4. МОНТАЖ РЕЗЕРВУАРОВ ИЗ РУЛОНИРОВАННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

4.1. Подготовка монтажной площадки.

До начала монтажа выполняют следующие работы:

устраивают не менее двух временных проездов (въездов) на монтажную площадку;

подготавливают площадки вокруг основания (фундамента) для работы кранов и других механизмов в соответствии с требованиями ППР. Места работы кранов при подъеме рулонов и других конструкций резервуаров должны быть уплотнены до состояния, соответствующего требованиям технических характеристик применяемых кранов;

подготавливают площадки для размещения временных помещений (производственных, административных, бытовых и др.), а также для общего складирования металлоконструкций и укрупнительной сборки;

подготавливают пандус (пандусы) для накатывания рулонов на основание (фундамент);

подводят техническую воду, электроэнергию для работы кранов, механизмов, сварочного и другого оборудования, а также осветительную электроэнергию;

обеспечивают отвод поверхностных ливневых вод из зоны монтажной площадки;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs