Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли


ГОСТ 6321-92
(ИСО 2160-85)

Группа Б19

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

Метод испытания на медной пластинке

Engine fuels. Method for copper strip test



МКС 75.160.20

ОКСТУ 0209

Дата введения 1993-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Всесоюзным научно-исследовательским институтом по переработке нефти (ВНИИ НП)

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта от 30.03.92 N 342

Приложение 1 подготовлено методом прямого применения международного стандарта ИСО 2160-85* "Нефтепродукты. Метод определения коррозионного воздействия на медную пластинку"

 ________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

3. ВЗАМЕН ГОСТ 6321-69

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение нормативно-технического документа, на который дана ссылка

Номер раздела, приложения

ГОСТ 859-2001

2

ГОСТ 2517-85

1

ГОСТ 3647-80

2

ГОСТ 4095-75

2

ГОСТ 5009-82

2

ГОСТ 5789-78

2

ГОСТ 6456-82

2

ГОСТ 9147-80

2

ГОСТ 9871-75

2

ГОСТ 12026-76

2

ГОСТ 12433-83

2

ГОСТ 14710-78

2

ГОСТ 18300-87

2

ГОСТ 21443-75

Приложение 1

5. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2004 г.


Настоящий стандарт распространяется на топливо для двигателей и устанавливает метод коррозионного воздействия его на медную пластинку.

Сущность метода заключается в выдерживании медной пластинки в испытуемом топливе при повышенной температуре и фиксировании изменения ее внешнего вида, характеризующего коррозионное воздействие топлива.

1. ОТБОР ПРОБ


Отбор проб - по ГОСТ 2517.

2. АППАРАТУРА, РЕАКТИВЫ И МАТЕРИАЛЫ


Аппаратура, реактивы и материалы - по приложению 1, разд.3 и 4, в том числе аппарат типа ИКАН по НТД. Допускается использовать:

пробирки стеклянные внешним диаметром (17±1) мм, высотой (150±5) мм;

пластинки из электролитой* меди марок М0 или M1 по ГОСТ 859, размерами 40х10х2 мм, с предельными отклонениями по длине и ширине ±1 мм, по толщине ±0,5 мм.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


Шкурка шлифовальная по ГОСТ 6456 или ГОСТ 5009 или шлифовальный порошок с зернистостью абразивного материала 6-8 по ГОСТ 3647, или аналогичные абразивные материалы с той же зернистостью.      

Микропорошок шлифовальный с зернистостью М14 или М10 по ГОСТ 3647 или аналогичный с той же зернистостью.

Термометры типов ТЛ-2 N 2; ТЛ-2 N 3; ТЛ-5 N 2; ТЛ-6 N 2; ТЛ-6 N 3 по НТД.

Термометры электроконтактные по ГОСТ 9871 с погрешностью не более 1°С.

Термоконтакторы ртутные стеклянные типов ТК-53БМ, ТК-53ММ.

Спирт этиловый ректификованный по ГОСТ 18300, гидролизный высшей очистки.

Толуол по ГОСТ 14710 или ГОСТ 5789.

Смесь спиртотолуольная в соотношении 1:1 (по объему).

Изооктан эталонный по ГОСТ 12433 или технический по ГОСТ 4095.

Чаша выпарительная фарфоровая по ГОСТ 9147.

Щипцы или пинцет из нержавеющей стали или никелированные.

Вата гигроскопическая.

Бумага фильтровальная по ГОСТ 12026.

Пробки корковые.

3. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ

3.1 Подготовка поверхности пластинки - по приложению 1, разд.6.

Касание руками свежешлифованной поверхности пластинки не допускается.

3.2. Испытуемое топливо фильтруют через бумажный фильтр, наливают в пробирки 10 см, опускают в них с помощью пинцета (щипцов) подготовленные к испытанию пластинки и закрывают пробирки корковыми пробками.

4. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ


Проведение испытаний осуществляют по разд.8 приложения 1. Допускается проводить испытания, как указано в пп.4.1-4.3.

4.1. Пробирки с топливом и медными пластинками помещают в вертикальном положении в нагретую водяную баню.

Уровень воды в бане должен быть выше уровня топлива в пробирках не менее чем на 30 мм.

4.2. Топливо для реактивных двигателей выдерживают в течение 3 ч при температуре (100±1)°С, остальные топлива - при (50±2)°С.

4.3. По истечении 3 ч пластинку извлекают пинцетом из пробирки и промывают в фарфоровой чаше не менее двух раз спиртотолуольной смесью и просушивают на фильтровальной бумаге (промокая). Не допускается касание руками поверхности пластинки.

5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЯ

5.1. Для каждого испытуемого топлива проводят не менее двух параллельных определений. Оценку результатов испытания осуществляют по разд.9 приложения 1. Допускается проводить оценку результатов по п.5.2.

5.2. Просушенные пластинки осматривают со всех сторон, сравнивают со свежешлифованной пластинкой (эталоном) и устанавливают изменение (или отсутствие изменения) цвета, наличие (или отсутствие) налетов или пятен на их поверхности и записывают результаты осмотра. При этом появление равномерного оранжевого оттенка, без изменения первоначального блеска, не считают изменением цвета пластинки.

5.3. Топливо считают не выдержавшим испытание, если хотя бы при одном определении на пластинке образовался налет или пятна черного, коричневого или серо-стального цвета.

При других изменениях или отсутствии изменения цвета пластинки топливо считают выдержавшим испытание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное

МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОРРОЗИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ НА МЕДНУЮ ПЛАСТИНКУ
(ИСО 2160-85)

1. Назначение и область применения

Настоящий стандарт устанавливает метод определения коррозионного воздействия на медь таких нефтепродуктов, как авиационное топливо для турбореактивных двигателей, автомобильный бензин, газовый бензин или другие углеводороды с давлением паров по Рейду не более 124 кПа (1,24 бар), уайт-спириты, растворители (Стоддарда), керосин, дизельное топливо, дистиллятное жидкое топливо и смазочное масло.

Меры предосторожности. Некоторые продукты, например, газовый бензин, могут иметь более высокое давление паров по сравнению с автомобильными или авиационными бензинами. В связи с этим следует соблюдать меры предосторожности и нельзя помещать в баню при 100°С бомбу для испытания, содержащую газовый бензин или другие продукты с высоким давлением паров. Образцы с давлением паров по Рейду, превышающим 124 кПа (1,24 бар), могут увеличить давление при 100°С, что вызовет разрыв бомбы для испытания. Для образцов с давлением паров по Рейду более 124 кПа (1,24 бар) применяют метод по ГОСТ 21443 (п.2.6).

2. Сущность метода


Подготовленную медную пластинку погружают в определенное количество образца, нагревают и выдерживают при температуре в течение периода времени, установленного для испытуемого материала. В конце этого периода пластинку вынимают, промывают и сравнивают с эталонами степени коррозии.

3. Реактивы и материалы

     3.1. Растворитель для промывки

Для промывки может быть использован любой летучий углеводородный растворитель, не содержащий серы, не вызывающий потускнения медной пластинки при температуре испытания 50°С. Целесообразно использовать в качестве растворителя изооктан, применяемый при испытаниях на детонацию. Этот же растворитель следует использовать при возникновении разногласий. Основные требования, предъявляемые к изооктану, применяемому при испытаниях на детонацию, приведены в приложении 2.

3.2. Медная пластинка

Медные пластинки шириной 1-2,5 мм, толщиной 1,5-3,0 мм и длиной 75 мм вырезают из закаленной электролитической меди холодной обработки, с гладкой поверхностью, чистотой более 99,9%. Пригодны медные пластинки, применяемые в электрошинах.

Пластинки могут быть использованы неоднократно, если на них не обнаружено точечной коррозии или глубоких царапин, которые нельзя устранить, или следов деформации поверхности от неосторожного обращения. В противном случае пластинки считаются непригодными для испытания.

     3.3. Шлифовальные материалы

Абразивная бумага с покрытием из карбида кремния различной степени зернистости, включая бумагу или ткань с размером зерен 65 мкм (240 грит), также применяют карборундовый порошок с размером зерен 150 мкм (150 меш) и фармацевтическую хлопковую вату.

4. Аппаратура

4.1. Испытательная бомба, изготовленная из нержавеющей стали (сварная конструкция) в соответствии с размерами, указанными на черт.1, и рассчитанная на давление при испытании в 700 кПа (7 бар). Конструкция крышки бомбы и прокладки из синтетического каучука может быть иной при условии сохранения внутренних размеров бомбы, как указано на черт.1.


Испытательная бомба


1 - кольцеобразная прокладка из синтетического каучука, не содержащего серу; 2 - подъемное ушко; 3 - канавка для снижения давления; 4 - крышка с накаткой; 5 - резьба 12 ниток на 1 дюйм американской метки или эквивалентной; 6 - фаска с внутренней стороны крышки для защиты кольцеобразной прокладки при закрывании бомбы; 7 - бесшовный корпус

Черт.1