1.1. Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов* мостовые и козловые краны относятся к кранам мостового типа.
_______________
* Далее - Правила.
Краны, у которых несущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи двух опорных стоек, называются козловыми, а краны, у которых несущие элементы опираются непосредственно на крановый путь, - мостовыми. По виду грузозахватного органа краны мостового типа подразделяются на крюковые, грейферные, магнитные, мульдомагнитные, мульдогрейферные, мульдозавалочные, литейные, штыревые, посадочные, ковочные, колодцевые, стрипперные, краны-штабелеры и др.
1.2. Мостовые и козловые краны относятся к грузоподъемным машинам повышенной опасности. Они применяются для ведения погрузочно-разгрузочных работ, монтажа, демонтажа и ремонта оборудования, а также используются в технологических процессах производства для перемещения грузов.
1.3. Основными причинами аварий и несчастных случаев при эксплуатации мостовых и козловых кранов являются:
1) неисправность тормозов, концевых выключателей механизмов подъема груза, передвижения крана и тележки, блокировки двери кабины и люка для выхода на мост крана;
2) обрыв грузовых канатов;
3) разрушение металлоконструкций (опор, пролетных балок, тележек и т.д.);
4) неисправность кранового пути и тупиковых упоров;
5) угон крана ветром;
6) управление краном необученными рабочими;
7) неисправность электрооборудования и травмирование работающего электрическим током;
8) несоблюдение марочной системы при работе на мостовых кранах;
9) отсутствие или неисправность ограждений площадок и вращающихся частей;
10) несоблюдение мер безопасности, указанных в наряде-допуске, при выполнении работ на крановых путях и проходных галереях;
11) неисправность канатов, грузозахватных органов и съемных грузозахватных приспособлений;
12) подъем груза при наклонном положении канатов;
13) неправильная строповка грузов, перегруз или переполнение тары;
14) нахождение людей в полувагонах и на других транспортных средствах при их погрузке и разгрузке;
15) несоблюдение порядка и габаритов складирования грузов;
16) нахождение людей в зоне действия магнитных и грейферных кранов и под перемещаемым грузом.
1.4. Безопасная эксплуатация мостовых и козловых кранов зависит от умелых и правильных действий крановщика (машиниста)*, имеющего соответствующую квалификацию.
_______________
* Далее - крановщик.